Никита Макаров — о выставке в Пушкинском музее и поездках на Кольский полуостров

СНОБКультура

Никита Макаров: «Я не понимаю халтуры в искусстве»

Художник-керамист Никита Макаров — о выставке в Пушкинском музее, поездках на Кольский полуостров, нехватке мастеров, выгорании и новой коллекции «Полярный день»

Беседовал: Александр Юдин

Александр Юдин и Никита Макаров
Александр Юдин и Никита Макаров. Коллаж: Мария Аносова

Интервью с Никитой Макаровым доступно на страницах «Сноба» в социальной сети VK и на платформе YouTube

Ваши работы находятся во многих частных коллекциях, представлены на общественных выставках. Сегодня, когда массовая культура доминирует над классической, понятие художника размывается. Говорят, что художник — это маркетолог, а автор — тот, кто платит художнику за его потраченное время на создание произведения. К какому типу художников вы сами себя относите?

Я в каком-то смысле очень счастливый человек, потому что в керамике, как и в живописи долгие годы, делаю то, что хочу. Цена за это очень большая. Что касается маркетолога, я бы поправил вас: в наше время художник и пиарщик — это одно и то же. Потому что художник как проповедник: его задача обратить в свою веру как можно больше людей, сделать их своей паствой. Чем больше приход священника, тем сильнее его влияние на массовое сознание. Точно так же и с художником: моя задача — убедить вас, что мир, который я создаю, не только реален, но и совершенно необходим вам как приобретение.

Многие произведения искусства определялись не только мастерством художника, но и вкусом заказчика. Это всегда тандем. Когда тебя атакует директор винно-водочного комбината, чтобы ты ему сделал наяд в бассейне, несущих какие-то доспехи Ахиллесу, — это одна история. А кураторское искусство по заказу некоммерческого фонда — другая. Ты всегда сам определяешь свои репутационные риски и свою выгоду. Деньги приходят, как правило, очень медленно, уходят быстро, а репутация остается. 

В 2021 году вы перешли от живописи к декоративно-прикладному искусству и сейчас создаете произведения, равных которым нет: многие технологии утрачены, мастеров — единицы. Расскажите, как вы учились, обустраивали инфраструктуру?

Чем больше «душит» цифровизация, тем актуальнее становится то, что сделано человеческими руками. Цены на наши предметы растут, и мы не испытываем недостатка в заказах. Поскольку потенциал керамики огромен, мы все глубже погружаемся в технологии материалов и художественные эксперименты, стараемся не быть однообразными, искать новые формы и образы, создавая авторские произведения.

Но вы правы, носителей знаний остались единицы, у нас огромная демографическая и производственная яма. Керамика и фарфор — это алхимия, где все базируется на ингредиентах, которые ты добавляешь. Если одного ингредиента нет, то все валится к чертям собачьим. Здесь много эксперимента и много брака, не все готовы в этих экспериментах участвовать, многие очень быстро выгорают. 

Я начинал в крошечной керамической мастерской, построенной мной в Переславле в 2021 году. Сейчас в нашей студии больше 10 человек, и это команда Marvel — мотивированные, ответственные люди с уникальными знаниями и суперспособностями. Тот русский культурный код, который сейчас все вокруг ищут, делается руками именно этих художников. По большому счету, мы уже сказали свое слово в декоративно-прикладном искусстве начала XXI века — только в прошлом году мы создали более 1,5 тыс. предметов к Новому году. 

В чем, по-вашему, задача декоративно-прикладного искусства? 

Керамика — это одна из пластических дисциплин, наряду с живописью, графикой, скульптурой. Я бы хотел заставить людей почувствовать восторг и удивление от того, насколько человеческие руки и душа в состоянии снова создать высокохудожественные произведения, и вернуть былую славу российского декоративно-прикладного искусства.

Фото: пресс-служба

Безусловно, у каждого предмета есть художественная концепция. Но я, честно говоря, с большим скепсисом к этому всему отношусь. История «что же главное — идея или исполнение» привела нас к тому, что у нас вообще никто ничего сделать не может. Все настолько увлеклись идеей, что с исполнением полная беда, а мне хотелось бы дать людям просто насладиться виртуозно сделанными вещами.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Сейчас очень много злобы и ненависти вокруг, а людям нужны простые человеческие чувства»: интервью с Евгением Писаревым «Сейчас очень много злобы и ненависти вокруг, а людям нужны простые человеческие чувства»: интервью с Евгением Писаревым

Режиссер Евгений Писарев — о своих спектаклях «Плохие хорошие» и «Тартюф»

СНОБ
Андрей Баранников: Сейчас нет «березок» и «балалаек» в национальной повестке, этот лубок остался позади Андрей Баранников: Сейчас нет «березок» и «балалаек» в национальной повестке, этот лубок остался позади

Что нельзя и что нужно доверять ИИ в сфере коммуникации

СНОБ
Время Офелии: как драматическое искусство рассказывает истории о женщинах Время Офелии: как драматическое искусство рассказывает истории о женщинах

На европейской сцене воплощением женского тренда стала шекспировская Офелия

Forbes
Перевести дух Перевести дух

Студенты готовы начать свое дело лишь через пять лет после окончания вуза

РБК
Ежи от болезней и средневековый фастфуд: странные пищевые привычки времен Средневековья Ежи от болезней и средневековый фастфуд: странные пищевые привычки времен Средневековья

Страдающие ежи и Средневековье: что ели люди в эпоху рыцарей?

ТехИнсайдер
Бедный Павел Бедный Павел

О драматической судьбе Павла Первого и о его отношениях с матерью

Знание – сила
Не плачь, ты же мужчина! Почему сильный пол избегает походов к врачу и как это сокращает жизнь Не плачь, ты же мужчина! Почему сильный пол избегает походов к врачу и как это сокращает жизнь

Стремление соответствовать образу «настоящего мужчины» может стоить вам жизни

ТехИнсайдер
Синдром внезапной гениальности: почему о нем не стоит мечтать? Синдром внезапной гениальности: почему о нем не стоит мечтать?

Синдром внезапной гениальности плохо изученное, но вполне реальное состояние

Psychologies
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня» Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»

Как компания Эрен Озмен планирует производить уникальные самолеты

Forbes
Чем опасны кредитные карты и когда их не стоит оформлять? Чем опасны кредитные карты и когда их не стоит оформлять?

Все чаще рекламные ролики банков кредитным картам. Для чего же банки это делают?

Наука и техника
Групповая терапия помогла отцам с послеродовой депрессией Групповая терапия помогла отцам с послеродовой депрессией

Групповая терапия помогла отцам с послеродовой депрессией

N+1
«Никто этого не хочет»: возможна ли любовь между раввином и ведущей подкаста о сексе «Никто этого не хочет»: возможна ли любовь между раввином и ведущей подкаста о сексе

«Никто этого не хочет»: этот проект сподвигнет вас поверить в вечную любовь

Forbes
Когда Европа была Китаем: чем закончилась старая война Ford против Volkswagen Когда Европа была Китаем: чем закончилась старая война Ford против Volkswagen

Как в XX веке Европа бросила вызов автомобильному концерну Америки

ТехИнсайдер
Такой разный стресс Такой разный стресс

Чем полезен и вреден стресс для организма?

Здоровье
«История двух сестер»: что нужно знать про корейского режиссера Ким Джиуна «История двух сестер»: что нужно знать про корейского режиссера Ким Джиуна

Фильм Ким Джиуна оказал огромное влияние на корейский кинематограф

СНОБ
Психоанализ и кино. Как кинематограф заставляет внутренних демонов работать Психоанализ и кино. Как кинематограф заставляет внутренних демонов работать

Киновед Вячеслав Корнев — о психоанализе и коллективных неврозах в кино

СНОБ
Кино Кино

Значимые направления кинематографа, причины их возникновения и заката

Правила жизни
Искусственный отбор: что не так с венчурными фондами в России Искусственный отбор: что не так с венчурными фондами в России

Почему российский венчурный рынок пока существенно отстает от мировых лидеров

Forbes
Алина Кугуш Алина Кугуш

Перформер Алина Кугуш в фэшн-арт-объект превращает себя сама

Собака.ru
Уоллес Стегнер «Угол покоя». Впервые на русском Уоллес Стегнер «Угол покоя». Впервые на русском

Отрывок из романа Уоллеса Стегнера «Угол покоя» о биении жизни

СНОБ
Не только скорость Не только скорость

Скорость у лодок Pershing не является альтернативой эстетики и комфорта

Y Magazine
Жадность города берет Жадность города берет

«Ненасытные люди»: черная комедия, подражающая братьям Коэн

Weekend
Как мозг регулирует кашель и чихание Как мозг регулирует кашель и чихание

Ученые обнаружили нервные клетки, которые вызывают кашель или чихание у мышей

ТехИнсайдер
Глава Дагестана Сергей Меликов — Forbes: «Здесь всегда будут свои отношения» Глава Дагестана Сергей Меликов — Forbes: «Здесь всегда будут свои отношения»

Чем отличается дагестанская история имама Шамиля от общепринятой версии?

Forbes
Эксперименты на колесах: от передвижников до хоккейного роуд-шоу Эксперименты на колесах: от передвижников до хоккейного роуд-шоу

Как устроены «проекты на колесах», которые уже вошли в историю

Правила жизни
«Гарри Поттер» и «Аббатство Даунтон»: лучшие роли Мэгги Смит «Гарри Поттер» и «Аббатство Даунтон»: лучшие роли Мэгги Смит

Лучшие перевоплощения Мэгги Смит, которая могла быть и серьезной, и смешной

Forbes
«Комната по соседству» в Венеции: как живой классик Альмодовар осмысляет тему смерти «Комната по соседству» в Венеции: как живой классик Альмодовар осмысляет тему смерти

Почему «Комнату» классика Педро Альмодовара определенно стоит смотреть?

Forbes
Что такое «коллапс модели», чем он угрожает развитию ИИ и человека Что такое «коллапс модели», чем он угрожает развитию ИИ и человека

Сегодня активно обсуждается «коллапс модели». Насколько это опасно?

ТехИнсайдер
Филипп Чижевский: Человек без специального образования зачастую воспринимает музыку острее, чем искушенный слушатель Филипп Чижевский: Человек без специального образования зачастую воспринимает музыку острее, чем искушенный слушатель

Дирижер Филипп Чижевский — о музыке, путешествиях и эмоциях

СНОБ
«Золушка — это я» «Золушка — это я»

Екатерина Вилкова о теме сказок, сказочных ролях и чудесах в жизни

OK!
Открыть в приложении