Водный и горный туризм в Якутии: путешествие от первого лица

Наука и жизньПутешествия

Золотые меандры Сиинэ

Олег Першин, натуралист, путешественник, фотограф

Вспомнить послестуденческие годы байдарочных походов по порожистым речкам Прибалтики нынче оказалось весьма кстати, ведь конец лета и начало осени — это мёртвый сезон для фотографа-анималиста в нашей полосе. Брачный, гнездовой и выводковый периоды уже миновали, а предотлётные миграции птичьих сообществ — ещё только в самом начале. Поэтому, когда мне позвонил мой друг Евгений с предложением о сплаве, я не медлил с ответом: конечно, да! А звали меня коллеги-журналисты в Якутию…

Водный и горный туризм — это всегда серьёзная подготовка. Здесь нет и не может быть мелочей, с чем я, к счастью, знаком не понаслышке. Но на этот раз многотрудная подготовка была уже мастерски проведена нашим товарищем Рамилем, скромно назвавшим себя «администратором», и мне, новому участнику группы дальневосточных и сибирских сплавов, оставалось лишь «вскочить в уходящий поезд». В данном случае, в улетающий самолёт.

В Якутске группа действовала как давно слаженный коллектив. В день прилёта мероприятия по получению и сбору экспедиционного оборудования прошли без сучка без задоринки, — весь туристический скарб, включая лодку с мотором, много сезонов подряд использовавшийся на сплавах по якутским рекам, содержался здесь на ответственном хранении (ну, правда, не возить же его каждый раз из Москвы и в Москву!). И ближе к вечеру мне удалось оглянуться на растущий, современный город, в котором я оказался впервые. Как же хотелось вглядеться в улыбчивые и красивые лица его жителей! Однако уже завтра предстояла заброска на место старта сплава, так что «портретисту» пришлось взять его волю в кулак.

Лето, тундра, вездесущая мошкá… и мы, шестеро сплавщиков, катим на лифтованном микробусе к первому пункту нашего маршрута — селу Бердигестях, что в трёх часах езды от Якутска. Честно говоря, я был уверен, что предстоит путь по разбитой дороге, на то и увеличенный клиренс автомобиля, а также «зубастые» колёса, но всё было не так. Блестящая на солнце чёрно-серая лента асфальта с хорошей разметкой мягко вела микробус по вечной мерзлоте почти до самого села, где нас ожидал Николай, гид-проводник на сплаве.

Бердигестях — непривычное для русского уха название центра Горного улуса. Сквозь сизую слоистую пелену дыма с горьковатым запахом проглядывают чёрные избы и сохранившиеся кое-где аутентичные коновязи. Конечно, нынче никто не привязывает к этим деревянным столбам лошадей, а их здесь много, и кажется, что они перемещаются по своему разумению. Дымы от лесных пожаров в Якутии, по-видимому, явление не редкое, ведь крайне жаркое лето в сочетании с очень сухим воздухом и грозовыми молниями поджигает тундру повсеместно.

Эту скалу в народе называют «Сторожевик».

По мере движения по довольно большому селу стали появляться современные постройки: школы, стадионы (здесь их оказалось четыре!) и торговые центры, — а нам предстояло выбраться на окраину для финишного этапа заброски, перегрузки на суперпроходимые машины. Здесь все дороги на юг кончаются и начинаются направления, продавленные по тундре широкими колёсами спецтехники. И техника эта — два стальных вездехода с прицепом на огромных колёсах — уже ждала нас на обочине. Неоднократно виденное чудо отечественного автомобилестроения над названием «ТРЭКОЛ» (ТРанспорт ЭКОЛогический) каждый раз будоражит воображение своим внешним видом и предполагаемыми возможностями. Стоя рядом с этим железным монстром, чувствуешь себя гномом, особенно на фоне полутораметровых каучуковых «катков», утыканных шипами для лучшей проходимости. А ещё конструкция кузова с усечёнными краями позволяет ТРЭКОЛу плавать, отчего его также называют «болотоходом». Однако экипаж чудо-машины, семейная пара якутов, сообщил нам, что сегодня экстрима не будет и тонуть в болотах нам не придётся, — жаркое лето высушило все опасные места по нашему пути, а пара-тройка протяжённых понижений, заполненных глинистой жижей метровой глубины, не замедлит движения болотохода. Загруженный под завязку автопоезд из двух ТРЭКОЛов двинулся в путь после полудня. За четыре-пять часов нам нужно было добраться до слияния рек Матта и Сиинэ, где на берегу мы предполагали разбить первый лагерь.

Экспедиция готова к старту.

Под лязг переключаемых механизмов и натужный гул мотора вездеходы медленно двигались к цели, «не обращая внимания» на впечатляющие неровности пути. Прицеп впереди идущего ТРЭКОЛа мотало и кренило порой так, что казалось, сейчас он перевернётся и у всех нас будет много работы. Но нет, только однажды ремни крепления груза ослабли, и из него выпал мой гидробаул.

Несколько раз экипажи ТРЭКОЛов делали остановки — для перекусов, отдыха и просто размять ноги. Я заметил, что многие якуты «задабривают» тундру, делясь с ней едой и сладостями. «Чтобы в пути всё было хорошо» — говорят они. Тем не менее без происшествия не обошлось. Примерно на середине пути внезапно заглох двигатель нашего вездехода. Впереди идущий уже скрылся из виду, а мы встали на песчаной дороге посреди горельника. Невозмутимый вид водителя вселил в нас спокойствие, и на время ремонта мы разбрелись окрест. Вокруг до горизонта открывалась жутковатая картина сгоревшего леса. Поваленные огнём стволы деревьев лежали в одном направлении, с торчащими ветвями, похожими на скрюченные руки… Однако сквозь мёртвую черноту древесины уже пробивалась новая жизнь. Небольшие сосенки и тонкий зеленеющий коврик-ягодник постепенно поглощали природную трагедию, произошедшую здесь лет тридцать назад. Следы рыси и косуль на песке подтверждали: жизнь возвращается сюда… Через полчаса мы услышали рёв запущенного двигателя, поломка (лопнул бензошланг) была устранена, и мы двинулись дальше. Постепенно дорога стала понижаться, чувствовалось, что впереди — водораздел. Так и оказалось.

На окраине села Бердигестях снаряжение с микробуса было перегружено на вездеходы.

Нам предстоял последний, экстремальный элемент нашей заброски — переезд через Матту на песчаный берег реки Сиинэ. После прощания с доброй семейной парой якутов, всю дорогу развлекавшей нас рассказами о местной природе, мы остались одни в вожделенном месте нашей экспедиции, ради которого был проделан такой длительный путь и проведена основательная подготовка.

Сиинэ! На многих картах эта река подписана как Синяя. Мне же, впервые вдохнувшему местный воздух, увидевшему окружающую колористику и услышавшему якутский язык, ближе именно национальное название. Ещё будучи в Москве, по привычке изучая географию места, в котором окажусь, я был потрясён видом из космоса на эту реку. Беря начало за 400 км на северо-западе Якутии, в среднем и нижнем течениях река Сиинэ петляет, извивается, постоянно огибая холмы, скалы и другие возвышения. Она становится похожей… на живой организм, и вся картинка, напоминающая арабскую вязь, хорошо видна на «космических» картах. При этом в реальности оказалось, что вогнутый берег, как правило, более высокий и упирается в скалы, а противоположный, выпуклый, образует песчаные или щебнистые отмели, на которых удобно делать остановки. Наш проводник Коля очень верно выбрал маршрут сплава. Дело в том, что выше слияния Матты с Сиинэ эти восхитительные меандры в процессе многолетних половодий спрямляют течение Сиинэ, оставляя после себя серпообразные старицы, которые тоже очень красивы, но для путешественника уже не такие, захватывающие дух…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как возникают и гибнут опухолевые клетки Как возникают и гибнут опухолевые клетки

Механизм возникновения и гибели опухолевых клеток

Наука и жизнь
Петербург будущего Петербург будущего

Основатель бюро SLOI Валентин Коган — самый успешный молодой архитектор Питера

Собака.ru
Объединяя народы Объединяя народы

Летний уикенд в Казани — что посмотреть в столице Татарстана?

Отдых в России
Большая тяга и много топлива? Почему нельзя отправить весь мусор в космос на огромной ракете Большая тяга и много топлива? Почему нельзя отправить весь мусор в космос на огромной ракете

Почему бы не собрать весь мусор и не отправить его на огромной ракете в космос?

ТехИнсайдер
«А он, мятежный, просит бури» «А он, мятежный, просит бури»

Самые опасные места океанов, как смогли их покорить. Беседа с Федором Конюховым

Вокруг света
Равнение на середину Равнение на середину

Простые упражнения для тонкой талии и плоского живота

Лиза
Вышел из тени Вышел из тени

С какими тенями борется актер Борис Хвошнянский?

Men Today
«Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев» «Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев»

Как наших предков заподозрили в истреблении мегафауны

N+1
Власть безумия и безумие власти Власть безумия и безумие власти

Русское юродство как сюрреализм до сюрреализма

Weekend
Важный показатель Важный показатель

Что такое гликированный гемоглобин, кому и зачем его стоит сдавать

Лиза
«Всякая теория — это хорошо организованный бред» «Всякая теория — это хорошо организованный бред»

Почему Жак Лакан такой сложный и при чем тут любовь

Weekend
Порто-франко на Суэце Порто-франко на Суэце

Какие возможности открывает российская производственная зона в Египте

Монокль
Honda представила кроссовер Passport четвертого поколения, сделав акцент на внедорожные характеристики и сохранив 3.5V6 Honda представила кроссовер Passport четвертого поколения, сделав акцент на внедорожные характеристики и сохранив 3.5V6

Новый Passort от Honda: смесь классического SUV и копия Isuzu Rodeo

4x4 Club
Люся Чеботина: «Многие думают, что я жесткая, но это не так» Люся Чеботина: «Многие думают, что я жесткая, но это не так»

Люся Чеботина: «Я всегда нахожусь в поиске нового материала»

ЖАРА Magazine
Как человеческий мозг может быть таким большим Как человеческий мозг может быть таким большим

Для чего человеческому мозгу такие активные нейроны?

ТехИнсайдер
«Перемещенные»: как подросток из лагеря для беженцев пытается жить в чужой стране «Перемещенные»: как подросток из лагеря для беженцев пытается жить в чужой стране

Отрывок из книги психолога Сании Биккиной «Перемещенные»

Forbes
Путешествие Ленга в Томбукту Путешествие Ленга в Томбукту

Шотландец, француз и полумифический мусульманский город

Знание – сила
Машина времени Машина времени

Как Дэниел Аршам стал главным художником мировой luxury-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
7 трюков, которые надо знать, если ты хочешь накрасить ногти лаком с блестками 7 трюков, которые надо знать, если ты хочешь накрасить ногти лаком с блестками

Любишь блеск и гламур? Понимаем и одобряем!

VOICE
Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту

Кто такой фуд-стилист и чем он занимается

СНОБ
Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей

Глава из книги Джонатана Сакса — о культуре отмены и самосуде

Psychologies
Что такое «теория красных ногтей» — и правда ли, что этот цвет помогает привлечь мужчину Что такое «теория красных ногтей» — и правда ли, что этот цвет помогает привлечь мужчину

Почему красный цвет маникюра некоторым кажется таким «могущественным».

Psychologies
В чем горе В чем горе

«Вечная зима»: драма о бессмысленности силы

Weekend
Эффект Манделы: почему у людей возникают одинаковые ложные воспоминания Эффект Манделы: почему у людей возникают одинаковые ложные воспоминания

Почему одинаковые ложные воспоминания могут возникать сразу у множества людей?

Psychologies
Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит

Почему мужчины обращаются к своим женам, а не к психологам?

Psychologies
Прорыв в будущее ядерной энергетики Прорыв в будущее ядерной энергетики

Задача создания устойчивой ядерной энергосистемы может быть решена в десятилетия

СНОБ
20 вопросов, которые нужно себе задать, чтобы выявить красные флаги в отношениях 20 вопросов, которые нужно себе задать, чтобы выявить красные флаги в отношениях

Честные ответы на эти вопросы помогут заметить все красные флаги в отношениях

Psychologies
Последняя задача робототехники Последняя задача робототехники

Современные складские машины способны работать в 500 раз быстрее людей

ТехИнсайдер
Река невидимой мощи – контактная сеть Река невидимой мощи – контактная сеть

На железной дороге не обойтись без систем СЦБ и рельсовых цепей

Наука и техника
Рокки и его братья: 6 лучших фильмов о боксе Рокки и его братья: 6 лучших фильмов о боксе

Прекрасные фильмы о боксе и борьбе

Правила жизни
Открыть в приложении