Водный и горный туризм в Якутии: путешествие от первого лица

Наука и жизньПутешествия

Золотые меандры Сиинэ

Олег Першин, натуралист, путешественник, фотограф

Вспомнить послестуденческие годы байдарочных походов по порожистым речкам Прибалтики нынче оказалось весьма кстати, ведь конец лета и начало осени — это мёртвый сезон для фотографа-анималиста в нашей полосе. Брачный, гнездовой и выводковый периоды уже миновали, а предотлётные миграции птичьих сообществ — ещё только в самом начале. Поэтому, когда мне позвонил мой друг Евгений с предложением о сплаве, я не медлил с ответом: конечно, да! А звали меня коллеги-журналисты в Якутию…

Водный и горный туризм — это всегда серьёзная подготовка. Здесь нет и не может быть мелочей, с чем я, к счастью, знаком не понаслышке. Но на этот раз многотрудная подготовка была уже мастерски проведена нашим товарищем Рамилем, скромно назвавшим себя «администратором», и мне, новому участнику группы дальневосточных и сибирских сплавов, оставалось лишь «вскочить в уходящий поезд». В данном случае, в улетающий самолёт.

В Якутске группа действовала как давно слаженный коллектив. В день прилёта мероприятия по получению и сбору экспедиционного оборудования прошли без сучка без задоринки, — весь туристический скарб, включая лодку с мотором, много сезонов подряд использовавшийся на сплавах по якутским рекам, содержался здесь на ответственном хранении (ну, правда, не возить же его каждый раз из Москвы и в Москву!). И ближе к вечеру мне удалось оглянуться на растущий, современный город, в котором я оказался впервые. Как же хотелось вглядеться в улыбчивые и красивые лица его жителей! Однако уже завтра предстояла заброска на место старта сплава, так что «портретисту» пришлось взять его волю в кулак.

Лето, тундра, вездесущая мошкá… и мы, шестеро сплавщиков, катим на лифтованном микробусе к первому пункту нашего маршрута — селу Бердигестях, что в трёх часах езды от Якутска. Честно говоря, я был уверен, что предстоит путь по разбитой дороге, на то и увеличенный клиренс автомобиля, а также «зубастые» колёса, но всё было не так. Блестящая на солнце чёрно-серая лента асфальта с хорошей разметкой мягко вела микробус по вечной мерзлоте почти до самого села, где нас ожидал Николай, гид-проводник на сплаве.

Бердигестях — непривычное для русского уха название центра Горного улуса. Сквозь сизую слоистую пелену дыма с горьковатым запахом проглядывают чёрные избы и сохранившиеся кое-где аутентичные коновязи. Конечно, нынче никто не привязывает к этим деревянным столбам лошадей, а их здесь много, и кажется, что они перемещаются по своему разумению. Дымы от лесных пожаров в Якутии, по-видимому, явление не редкое, ведь крайне жаркое лето в сочетании с очень сухим воздухом и грозовыми молниями поджигает тундру повсеместно.

Эту скалу в народе называют «Сторожевик».

По мере движения по довольно большому селу стали появляться современные постройки: школы, стадионы (здесь их оказалось четыре!) и торговые центры, — а нам предстояло выбраться на окраину для финишного этапа заброски, перегрузки на суперпроходимые машины. Здесь все дороги на юг кончаются и начинаются направления, продавленные по тундре широкими колёсами спецтехники. И техника эта — два стальных вездехода с прицепом на огромных колёсах — уже ждала нас на обочине. Неоднократно виденное чудо отечественного автомобилестроения над названием «ТРЭКОЛ» (ТРанспорт ЭКОЛогический) каждый раз будоражит воображение своим внешним видом и предполагаемыми возможностями. Стоя рядом с этим железным монстром, чувствуешь себя гномом, особенно на фоне полутораметровых каучуковых «катков», утыканных шипами для лучшей проходимости. А ещё конструкция кузова с усечёнными краями позволяет ТРЭКОЛу плавать, отчего его также называют «болотоходом». Однако экипаж чудо-машины, семейная пара якутов, сообщил нам, что сегодня экстрима не будет и тонуть в болотах нам не придётся, — жаркое лето высушило все опасные места по нашему пути, а пара-тройка протяжённых понижений, заполненных глинистой жижей метровой глубины, не замедлит движения болотохода. Загруженный под завязку автопоезд из двух ТРЭКОЛов двинулся в путь после полудня. За четыре-пять часов нам нужно было добраться до слияния рек Матта и Сиинэ, где на берегу мы предполагали разбить первый лагерь.

Экспедиция готова к старту.

Под лязг переключаемых механизмов и натужный гул мотора вездеходы медленно двигались к цели, «не обращая внимания» на впечатляющие неровности пути. Прицеп впереди идущего ТРЭКОЛа мотало и кренило порой так, что казалось, сейчас он перевернётся и у всех нас будет много работы. Но нет, только однажды ремни крепления груза ослабли, и из него выпал мой гидробаул.

Несколько раз экипажи ТРЭКОЛов делали остановки — для перекусов, отдыха и просто размять ноги. Я заметил, что многие якуты «задабривают» тундру, делясь с ней едой и сладостями. «Чтобы в пути всё было хорошо» — говорят они. Тем не менее без происшествия не обошлось. Примерно на середине пути внезапно заглох двигатель нашего вездехода. Впереди идущий уже скрылся из виду, а мы встали на песчаной дороге посреди горельника. Невозмутимый вид водителя вселил в нас спокойствие, и на время ремонта мы разбрелись окрест. Вокруг до горизонта открывалась жутковатая картина сгоревшего леса. Поваленные огнём стволы деревьев лежали в одном направлении, с торчащими ветвями, похожими на скрюченные руки… Однако сквозь мёртвую черноту древесины уже пробивалась новая жизнь. Небольшие сосенки и тонкий зеленеющий коврик-ягодник постепенно поглощали природную трагедию, произошедшую здесь лет тридцать назад. Следы рыси и косуль на песке подтверждали: жизнь возвращается сюда… Через полчаса мы услышали рёв запущенного двигателя, поломка (лопнул бензошланг) была устранена, и мы двинулись дальше. Постепенно дорога стала понижаться, чувствовалось, что впереди — водораздел. Так и оказалось.

На окраине села Бердигестях снаряжение с микробуса было перегружено на вездеходы.

Нам предстоял последний, экстремальный элемент нашей заброски — переезд через Матту на песчаный берег реки Сиинэ. После прощания с доброй семейной парой якутов, всю дорогу развлекавшей нас рассказами о местной природе, мы остались одни в вожделенном месте нашей экспедиции, ради которого был проделан такой длительный путь и проведена основательная подготовка.

Сиинэ! На многих картах эта река подписана как Синяя. Мне же, впервые вдохнувшему местный воздух, увидевшему окружающую колористику и услышавшему якутский язык, ближе именно национальное название. Ещё будучи в Москве, по привычке изучая географию места, в котором окажусь, я был потрясён видом из космоса на эту реку. Беря начало за 400 км на северо-западе Якутии, в среднем и нижнем течениях река Сиинэ петляет, извивается, постоянно огибая холмы, скалы и другие возвышения. Она становится похожей… на живой организм, и вся картинка, напоминающая арабскую вязь, хорошо видна на «космических» картах. При этом в реальности оказалось, что вогнутый берег, как правило, более высокий и упирается в скалы, а противоположный, выпуклый, образует песчаные или щебнистые отмели, на которых удобно делать остановки. Наш проводник Коля очень верно выбрал маршрут сплава. Дело в том, что выше слияния Матты с Сиинэ эти восхитительные меандры в процессе многолетних половодий спрямляют течение Сиинэ, оставляя после себя серпообразные старицы, которые тоже очень красивы, но для путешественника уже не такие, захватывающие дух…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ярчайшая Ярчайшая

О самой яркой звезде ночного неба — Сириусе

Наука и жизнь
Зеленый свет Зеленый свет

Сегодня многие верфи разобрались в том, что же такое sustainability

Y Magazine
Все дороги ведут к пирамидам Все дороги ведут к пирамидам

Почему «все боится времени, но время боится пирамид»

Вокруг света
Как следует поменять уход за ногтями зимой: 10 полезных советов Как следует поменять уход за ногтями зимой: 10 полезных советов

Знаешь ли ты, что в холодное время года ногтям нужна дополнительная помощь?

VOICE
Умный швед Умный швед

Службу престолу и Отечеству Эрнест Левстрём нёс ответственно

Дилетант
Зачем хвалить себя: эксперимент Зачем хвалить себя: эксперимент

Так ли плохо хвалить себя?

Psychologies
Время Большого Пса. Зимнее небо Время Большого Пса. Зимнее небо

Главная достопримечательность созвездия Большого Пса — это Сириус

Наука и жизнь
В мире смартфонов грядет революция В мире смартфонов грядет революция

Apple создает AI Phone — умного помощника

ТехИнсайдер
Это у нас общее Это у нас общее

Дамы и господа, бронируем молодость — на годы!

Собака.ru
15 признаков абьюзивных отношений 15 признаков абьюзивных отношений

Каковы же признаки абьюза? Давайте еще раз перечислим самые яркие

Psychologies
Тёплое время: 20 идей для уютной атмосферы в семье Тёплое время: 20 идей для уютной атмосферы в семье

Идеи, которые помогут сделать ваше «время вместе» теплее, дружнее и интереснее

Новый очаг
Почему черно-белые фильмы выглядят эстетичнее? Узнайте интересные факты о кино! Почему черно-белые фильмы выглядят эстетичнее? Узнайте интересные факты о кино!

Почему черно-белое кино такое эстетичное?

ТехИнсайдер
Конец «дачного» сезона Конец «дачного» сезона

Dacia Bigster: какую европейскую «Ниву» мы потеряли

Автопилот
Honda представила кроссовер Passport четвертого поколения, сделав акцент на внедорожные характеристики и сохранив 3.5V6 Honda представила кроссовер Passport четвертого поколения, сделав акцент на внедорожные характеристики и сохранив 3.5V6

Новый Passort от Honda: смесь классического SUV и копия Isuzu Rodeo

4x4 Club
Ветряки, солнечные панели и декарбонизация бизнеса: какой будет энергетика будущего Ветряки, солнечные панели и декарбонизация бизнеса: какой будет энергетика будущего

Есть ли у человечества возможность отказаться от грязных ресурсов?

Forbes
Вышли на замену Вышли на замену

Какие китайские автомобили заменили нам привычные европейские и корейских бренды

Men Today
Легенды Имандры Легенды Имандры

Что же влечет туристов в место, расположенное среди каменистой тундры и гор

Отдых в России
Что такое киберфлешинг: зачем мужчины отправляют женщинам дикпики Что такое киберфлешинг: зачем мужчины отправляют женщинам дикпики

Что толкает мужчин высылать малознакомым девушкам снимки своих гениталий

Psychologies
Далекий гром: как распознать признаки грядущего разрыва с китайским партнером Далекий гром: как распознать признаки грядущего разрыва с китайским партнером

Как не потерять китайского партнера?

Forbes
Путешествие золотой бляхи Путешествие золотой бляхи

Тайны скифской Долины Царей

Вокруг света
Как растения размножаются Как растения размножаются

Почему одни растения плодятся спорами, а другие семенами?

Наука и жизнь
Интернет: зависимость или досуг? Интернет: зависимость или досуг?

Интернет: обратная сторона медали

Здоровье
Истоки свободы: почему взгляды коренных народов Америки близки современным ценностям Истоки свободы: почему взгляды коренных народов Америки близки современным ценностям

Как жители Новой Франции воспринимали европейских завоевателей?

Forbes
Шедевр реактивного искусства Шедевр реактивного искусства

Третье поколение космических двигателей SpaceX Raptor: с прицелом на Марс

ТехИнсайдер
Давид против Голиафа Давид против Голиафа

Когда началась англо-бурская война, мало кто сомневался в её исходе

Знание – сила
Бей, беги, замри, договаривайся: как реагировать на критику в свой адрес на работе Бей, беги, замри, договаривайся: как реагировать на критику в свой адрес на работе

Максим Карпов рассказывает, какой может быть критика и как на нее реагировать

Forbes
Деды выживали Деды выживали

«Лихие»: очередные экранные 1990-е

Weekend
Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей

Какие риски для современного мира представляет GPT-контент?

Forbes
Город солнца Город солнца

Самые яркие локации столицы солнечной Мордовии — Саранска

Лиза
Зерновой откат Зерновой откат

Как снижение технологичности посевов повлияет на производство

Агроинвестор
Открыть в приложении