Люди меня встречают и в большинстве случаев просят: «Можно пожать вашу руку?»

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Роман Мадянов: «В моей жизни все решал Его величество господин великий случай»

Беседовала Марина Порк

Фото предоставлено онлайн-кинотеатром Окко

Актера Романа Мадянова зритель хорошо знал и любил. Его работы в картинах «Жила-была одна баба», «12», «Домашний арест» нашли немало поклонников. Комическое и трагическое — ему было посильно все. Роман Сергеевич дал интервью нашему журналу, однако из-за его огромной загруженности работа осталась не вполне законченной. Сейчас, когда его не стало, журнал публикует материал, так как мы уверены, что он найдет своего читателя.

— Роман Сергеевич, вы вышли на съемочную площадку в десятилетнем возрасте. У многих маленьких детей первая роль в кино так и остается единственной, актерская карьера в дальнейшем не складывается. Вы же к окончанию школы сыграли целых три главные роли.

— И снялся в десяти фильмах.

— Если верить интернету, у вас более 130 работ в кино (к концу жизни в фильмографии актера насчитывался 231 фильм. — Прим. ред.).

— 170, насколько мне известно.

Роман Мадянов в сериале «Союз спасения. Время гнева», 2022 год. Фото предоставлено Первым каналом

— Плюс огромнейший список театральных работ, в том числе в легендарном Театре Маяковского у легендарного режиссера Андрея Гончарова. И женились вы раз и навсегда. И семья у вас крепкая. А вообще случались в вашей жизни драмы, моменты, когда что-то не получалось?

— То, что я баловень судьбы, — сплошная видимость. Никто же моих слез не видел, и не все у меня происходило гладко, приходилось прикладывать массу усилий, стать крайне работоспособным человеком, чтобы чего-то достичь. Не могу сказать, что я всего добивался легко, это совершенно мнимое ощущение. Разочарований и проблем, которые повлияли на меня, было немало.

Прежде всего меня не приняли в театральный институт с первого раза. И вообще, я поступал не в ГИТИС, а пройдя все круги ада — Щукинское, Щепкинское, ГИТИС... Только через год оказался в Институте культуры, на режиссерском, а не актерском отделении. Вот так складывалась судьба. Но вмешался Его величество господин великий случай. Мы с отцом проходили мимо ГИТИСа и увидели объявление: сегодня последний день экзаменов, два актерских курса набирают Оскар Яковлевич Ремез и Владимир Алексеевич Андреев. Я пошел и записался на прослушивание.

— Что читали?

— Шукшинского «Быка», монолог Хлопуши: «Проведите меня к нему. Я хочу видеть этого человека», басню — стандартный набор. Но тем не менее мечта сбылась — Оскар Яковлевич взял меня на свой курс.

Разочарования в жизни? Случались неудачи в театре, были не очень заметные, к сожалению, киношные работы. Но самое главное — из прожитого я делал выводы и двигался вперед, поражения шли мне на пользу. Киношные и театральные неудачи всегда только стимулировали к дальнейшей работе. И урок из них извлекался очень серьезный, не просто так это все происходило.

А уход из Театра Маяковского — чем же не актерская трагедия? Двадцать с лишним лет иметь дом, из которого меня практически выжили, вынудили уйти. И я ушел, сделав из этого выводы. Непростой шаг, ведь в этом доме в течение 20 лет мы проводили с коллегами больше времени, чем в собственных родных домах со своими близкими. Это что-то значило. Поэтому все в моей жизни складывалось не так уж гладко, но я не зацикливался на неудачах, а двигался дальше. Если ушел из Театра Маяковского, это не значило, что распрощался с театром вообще. Стал искать другую работу, ведь под лежачий камень вода не течет, просто так тебе с неба ничего не сыплется. Надо было действовать. Наступил следующий этап жизни, когда потребовалось восстанавливать старые киношные связи.

Игорь Охлупин, Наталья Гундарева и Роман Мадянов в спектакле «Театральный романс», Театр Маяковского. Фото предоставлено Московским академическим театром имени Вл. Маяковского

В кино все знали, что я состою в труппе Театра Маяковского и в какой-то момент махнули на меня рукой: «Ой, Мадянов занят там в репертуаре по уши, его не вытащишь сниматься». Периодически я вырывался, чтобы сыграть маленькую эпизодическую роль: не имел возможности играть роли большого объема, потому что занятость в театре была серьезной. Когда ушел из Маяковки, повсеместно распространил информацию: ребята, я, грубо говоря, свободен.

И вскоре пошли приглашения в антрепризные театральные проекты. Мне всегда везло в жизни на бесконечно талантливых людей, повезло и с материалом, в котором я играю. Я готов отвечать перед кем угодно за каждую свою работу. Я знаю, что с этим не просто не стыдно ездить, мои спектакли — своеобразный мастер-класс. Мы гастролировали в городах, где не все репертуарные театры могли предъявить зрителям постановки по пьесам Островского такого качества, как наши антрепризные работы. Мы с успехом играли «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Наливные яблоки», того же «Банкрота, или Свои люди — сочтемся». Возили их в Америку, Израиль. Нас принимали там с огромным удовольствием и воодушевлением. Оказывается, и в антрепризе можно играть не одноразовую французскую или итальянскую ерунду, а то и нашу пошлятинку, где надо обязательно продемонстрировать голую задницу, чтобы якобы угодить народу. Как выяснилось, можно с аншлагами играть два спектакля в постановке Андрея Александровича Гончарова. «Банкрота» мы играли именно в его постановке.

Спектакль 18 лет шел в Театре Маяковского, как и «Наливные яблоки», режиссура Гончарова была сохранена. На афише было написано, что это постановка его памяти. А мы в память о мастере, «деде» и нашем учителе сохранили два спектакля, чтобы зрители могли воочию убедиться, какого уровня театр он создавал.

Ольга Прокофьева и Роман Мадянов в спектакле «Банкрот», Театр Маяковского. Фото предоставлено Московским академическим театром имени Вл. Маяковского

— «Банкрота» я видела на премьере, вы с Натальей Гундаревой оставляли абсолютно потрясающее впечатление.

— Да, в старой постановке Андрея Александровича играла гениальная, Царствие ей Небесное и вечная память, Наташечка Гундарева. Играла изумительно! Там работало немало прекрасных артистов, не хочу кого-то выделять, составов было много, кого-то не вспомню случайно, могут обидеться. Андрей Александрович, будучи уже очень пожилым человеком, всегда хорошо чувствовал время. В какой-то момент он понял, что все изменилось и «Банкроту» надо придать современную окраску. Тогда была создана новая редакция спектакля, намного более жесткая. Никто не смыслил в советское время в денежных перипетиях банкротства, никто из нас ничего не понимал в этой финансовой кутерьме, и в тексте Островского это уходило на второй план.

Но прошло время, и вдруг все стали в этом разбираться. Когда мы начинали играть «Банкрота», многие из тех, кто оказывался у кормушки, выходили после спектакля из зала и говорили: «Слушайте, мама дорогая, это написано сто с лишним лет назад, а ведь какая же придумана гениальная схема банкротства». Вдруг денежный вопрос встал в полный рост. Поэтому, оставив старый рисунок, Гончаров создал актуальную, жесткую редакцию. Мы ее сохранили.

— Ваш коллега и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов рассказывал мне следующее: «Когда говорят про интриги в политике, я отвечаю, что прошел в Театре Маяковского через такое, с чем никакая политика сравниться не может». Театральный организм — вещь сложная, особенно если в труппе звезда на звезде. Как Гончаров вас пригласил, как вас приняли коллеги?

— Снова роль сыграл Его величество господин великий случай. Мой мастер Оскар Яковлевич Ремез внес новшество в обучение на режиссерском факультете. Раньше набирался курс режиссеров, а к нему актерская группа. Но актеры учатся четыре года, а режиссеры — пять, так вот Ремез набрал режиссеров на год раньше, а актерскую группу — на год позже, чтобы режиссеры, когда мы вместе выпускались, могли делать с нами небольшие постановки, что было очень грамотно.

Заведующим кафедрой режиссуры ГИТИСа был Андрей Александрович Гончаров, он сидел на всех экзаменах по актерскому мастерству. Знаю, он с самого начала был ко мне неравнодушен. На экзаменах первый отрывок обязательно играл я, чтобы Гончаров сразу расслабился и заулыбался. Считалось, что после Мадянова все остальное прокатит.

Андрей Александрович пас меня до конца института, приглядывался. Последней точкой стал дипломный спектакль «Швейк», где я получил главную роль, в постановке Олега Кудряшова, инсценировке Оскара Яковлевича Ремеза. Шикарный был спектакль, мы его играли в учебном театре ГИТИСа, Андрей Александрович его видел и решил пригласить меня в труппу Театра Маяковского, которым руководил. Еще до окончания института в 1983 году мне передали: «Гончаров вызывает тебя к себе в кабинет в Театр Маяковского». Пришел. Андрей Александрович сказал: «У нас возникла сложная ситуация, у Володи Ильина на выпуске спектакль по пьесе Генриха Боровика «Агент 00». Такая острополитическая сатира непонятно о чем. Очень тяжелый выпуск, хочу освободить Володю. Не мог бы ты сыграть царя в сказке «Иван-царевич»?» Конечно, он сделал предложение, от которого невозможно отказаться, я согласился, хотя было страшноватенько. Когда пришел, меня замечательно, как родного, приняла так называемая молодежь Театра Маяковского, никаких интриг вокруг меня не наблюдалось.

— Можете назвать этих людей?

— Танечка Орлова, Сережа Рубеко, Саша Ильин, Володя Ильин, Гена Косарев, Юра Коренев, Юра Соколов, Шура Ровенских, Саша Шаврин, Саша Самойлов, Сережа Насибов... Изумительная молодежная команда безоговорочно зачислила меня в свою банду. Зная, как я нервничаю, они искренне старались сделать так, чтобы у меня все получилось. И вот 18 декабря 1983 года в 10.00 и 15.00 я впервые вышел на основную сцену Театра Маяковского в сказке «Иван-царевич». Вводил меня в спектакль Женя Каменькович.

— Каменькович служил там очередным режиссером?

— Нет, это был Женин спектакль, просто Андрей Александрович потом его доделывал. Замечательная постановка, которая держалась много лет на пике популярности, не одно поколение юных зрителей выросло на этой сказке. Она была здорово срежиссирована, взрослые тоже находили там для себя что-то смешное. Постановка получилась непростая: сказка для детей, но с подтекстом для взрослых, чтобы папы с мамами не очень-то скучали на спектакле. Женя сделал это бесконечно талантливо, красиво, изумительно. Сказок мы наигрались, рекорд составляет 56 спектаклей в месяц. Играл я много, поэтому к окончанию института в 1984 году стал своим в молодежной части труппы Театра Маяковского.

Когда Андрей Александрович с директором Михаилом Петровичем Зайцевым пришел на распределение к ректору, то вызвал Иру Розанову и меня. Ирочка с моего курса, помню, как Гончаров сказал: «Давайте записывайте: Театр Маяковского». Девочка-секретарша взяла карандаш, распределение фиксируют карандашом, чтобы потом можно было стереть и написать «Липецкий театр». Но Гончаров ее поправил: «Берите ручку, пишите: Розанова, Мадянов — Театр Маяковского, все». Нас представили труппе, и началась большая, огромная, сложная, тяжелая, с разными вытекающими последствиями жизнь. Я пришел в дом, о котором мечтал. В ГИТИС я ходил все время мимо Театра Маяковского, думал: «Вот в этом доме я хотел бы жить». Так и случилось.

— Роман, когда актер в такой труппе играет 56 спектаклей в месяц, убейте меня, он вызывает дикую зависть коллег. Не верю, что вы с ней никогда не сталкивались.

— Зависти как таковой не было. Мы путаем количественную и качественную составляющие спектаклей. Сказки беспрерывно игрались во время школьных каникул, это происходило числа с 22 декабря и длилось до января. В это время получалось две сказки в день плюс вечерний спектакль. Я, как солдат, выполнял свою работу.

Понимаете, никто никому не завидовал. К тому времени я имел в репертуаре 15 названий. Да, это были небольшие, эпизодические роли. Но был один спектакль, где я играл почти главную роль. Где-то маленькая роль, где-то эпизод, где-то вообще выходил в массовке. Никто не считал это каким-то ужасом — нормальный рост, воспитание дисциплины в команде, в коллективе. Вот и все. Потом количество стало перерастать в качество. Росла моя зарплата в театре. По карьерному росту я шел очень хорошо, был одним из лучших, но это не вызывало ни у кого никакой зависти, а уж тем более агрессии. Атмосфера в Маяковке была абсолютно здоровой, потому что театр работал и жил полноценной жизнью. Выпускалось по несколько спектаклей в году, некогда было шариться по гримеркам и обсуждать коллег. Времени не оставалось, все были загружены, ни у кого не возникало: «Ага, Мадянову опять дали новую роль».

Я выпускал один спектакль и уже знал, что мне сейчас дадут роль в следующем. Вот такая жизнь. Не помню, чтобы были какие-то трения. Поэтому от того времени у меня сохранились замечательные ощущения и впечатления о людях, о труппе, в которую кто-то приходил, кто-то уходил. Приходили изумительные артисты, уходили суперартисты, театр жил полноценной жизнью.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александра Флоринская. Неправильная актриса Александра Флоринская. Неправильная актриса

Думаю, в моем случае судьбы артистки трудно было избежать

Караван историй
«Чукотка» на воде, ждем «Лидера» «Чукотка» на воде, ждем «Лидера»

Россия последовательно наращивает свою ледокольную группировку

Монокль
Ксения Трейстер: «Я знала, что за меня никто не попросит, поэтому однажды попросила за себя сама» Ксения Трейстер: «Я знала, что за меня никто не попросит, поэтому однажды попросила за себя сама»

Римас Владимирович, посмотрите меня! Наташа Ростова — это я!

Караван историй
Основательный подход Основательный подход

Sirena 48 Hybrid — первая модель с гибридной моторной установкой верфи Sirena

Y Magazine
Мария Порошина Мария Порошина

«Людмила Ставская взяла меня за руку, а я чувствовала себя как слепой котенок»

Караван историй
Бьюти для мужчин: как работает косметология для сильного пола и почему они такие требовательные Бьюти для мужчин: как работает косметология для сильного пола и почему они такие требовательные

Что происходит на набирающем популярность рынке мужской косметологии

Inc.
Глеб Калюжный и Юрий Стоянов Глеб Калюжный и Юрий Стоянов

Любимый динамический дуэт Стоянов — Калюжный снова в деле

Собака.ru
Игорь Костолевский: «Женился я на французской актрисе, а живу с русской железнодорожницей» Игорь Костолевский: «Женился я на французской актрисе, а живу с русской железнодорожницей»

Если есть любовь, все можно преодолеть

Караван историй
Елизавета Лихачева: «Искусство не делает людей лучше ни в какой степени» Елизавета Лихачева: «Искусство не делает людей лучше ни в какой степени»

«В музее не существует второстепенных профессий, каждый винтик важен»

Караван историй
10 новых сериалов, от которых невозможно оторваться 10 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Лучшие сериалы начала 2020-х годов, которые проглотят все ваше свободное время

Maxim
Золотой ключик Золотой ключик

Что можно и нужно хранить в банковской ячейке

Лиза
«Когда долго не идут лайки, я думаю, что у меня уже просто шизофрения». Поэтесса Любовь Макаревская о новой книге, дейтингах и стихотворениях «Когда долго не идут лайки, я думаю, что у меня уже просто шизофрения». Поэтесса Любовь Макаревская о новой книге, дейтингах и стихотворениях

Любовь Макаревская о новой книге, молодости, дейтингах и ее стихотворениях

СНОБ
Стремящаяся вверх Стремящаяся вверх

Евгения Леонтьева — альпинистка и спортивный фотограф

Отдых в России
Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика

Физик-экспериментатор Джон Тиндаль и его открытие свойств водяного пара

Знание – сила
Тише едешь… Тише едешь…

Спуск на воду Silent 62 3-Deck — шаг на пути к успеху верфи Silent-Yachts

Y Magazine
«Банки переориентируются на транзакционно-сберегательную модель бизнеса» «Банки переориентируются на транзакционно-сберегательную модель бизнеса»

Как банки развивают розничный бизнес и на какие продукты и услуги делают ставку

Деньги
Все секреты о том, как работодатели понимают, что сотрудник им подходит Все секреты о том, как работодатели понимают, что сотрудник им подходит

Какие черты соискателя по-настоящему привлекают работодателей?

Inc.
Генетический бум: что ДНК-тест знает о прошлом Генетический бум: что ДНК-тест знает о прошлом

В генеалогии активно развивается новое направление – генетическая генеалогия

Psychologies
Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит

Почему мужчины обращаются к своим женам, а не к психологам?

Psychologies
Искусственный интеллект в деле Искусственный интеллект в деле

6 возможностей нейросетей в быту: подсказки от эксперта

Лиза
Zoloto Zoloto

Как путь к статусу рок-звезды у Владимира Золотухина занял десять непростых лет

Собака.ru
День открытых дверей День открытых дверей

Какими нестандартными решениями поражает электрический минивэн Zeekr Mix

Автопилот
Как вернуть голос Как вернуть голос

Можно ли восстановить голос без помощи врача?

Лиза
Исследование префронтальной коры показало, что одиночество меняет мозг Исследование префронтальной коры показало, что одиночество меняет мозг

Нейронные представления одиноких людей отличаются от типичных для их группы

ТехИнсайдер
Улыбайтесь! Это раздражает Улыбайтесь! Это раздражает

Попросили стоматологов-ортопедов объяснить, как получить ослепительную улыбку

Собака.ru
«Соперники», «Белый лотос» и «Наследники»: семь лучших сериалов о жизни богатых людей «Соперники», «Белый лотос» и «Наследники»: семь лучших сериалов о жизни богатых людей

Сериалы, рассказывающие о том, что богатые тоже плачут

Forbes
Мембрана для извлечения водорода Мембрана для извлечения водорода

Мембрана из ванадиевого сплава — залог прогресс в водородной энергетике

ТехИнсайдер
Особи, держащие в страхе жителей Индонезии: какие оборонительные стратегии используют ящерицы и другие факты Особи, держащие в страхе жителей Индонезии: какие оборонительные стратегии используют ящерицы и другие факты

Давайте узнаем, что скрывают, на первый взгляд, безобидные ящерицы

ТехИнсайдер
Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса

Действительно ли стартап необходимо запускать новые бизнес-юниты?

Inc.
Золотой голос Золотой голос

Оперная певица Екатерина Смолина — о непростом творческом пути

Отдых в России
Открыть в приложении