Заповедные новости
Сотрудники заповедников круглый год следят за тем, кто и как живёт у них на заповедной территории. А поскольку климат преподносит сюрпризы и вообще случаются разные непредвиденные обстоятельства, то часто лучшая новость из заповедника состоит в том, что дела у тамошней флоры и фауны идут, как шли. Так, колонии сурков на Батыревском участке Присурского заповедника пришлось в этом году столкнуться с резкими переменами погоды весной и с жаркой засухой летом. Сурки проводят холодное время года в спячке, и до конца лета было неясно, успеют ли они на фоне климатических неприятностей набрать достаточно жира перед осенью и зимой. Но сурки всё успели. Зимуют они в глубоких зимовочных норах, которые закупоривают плотными «заглушками», сделанными из окатышей, — а окатыши, в свою очередь, они делают из смеси земли и травяной ветоши. Эти пробки могут достигать нескольких метров в длину. Обычно сурки собираются в зимовочных норах в конце июля — начале августа. В нынешнем году первая нора оказалась закрыта 12 июля, на десять дней раньше, чем в прошлом году. Последнюю нору сурки закрыли 17 августа. Бывает, что закрытую нору открывают снаружи — это сурки, вернувшиеся издалека. Сурки каждое лето покидают семейные норы и уходят за пределы заповедного участка. Возвращаются они, когда большинство членов колонии уже заснули. «Путешественники» распечатывают закрытые норы, заходят в них, а потом заново их закрывают. Некоторые семьи иногда оставляют зимние норы незапечатанными. Но вполне возможно, что пробки в таких норах сооружены в глубине хода и с поверхности их увидеть просто невозможно.
По многолетним наблюдениям уход сурков в спячку в среднем растягивается на 29 дней; сейчас он длился 36 дней — дольше, чем обычно. Хотя лето было засушливым, на Батыревском участке заповедника достаточно мест с родниками, где всегда влажная почва, весь сезон растёт сочная трава, так что сурки вполне успели отъесться. Однако во многих местах в почве, в том числе и возле сурковых обиталищ, возникли термические трещины, которые заставляют беспокоиться о том, будет ли зимовка сурков благополучной, особенно если зима окажется малоснежной и с крепкими морозами.
Наблюдения за флорой и фауной — это ещё не всё. Бывает, что в заповеднике нужно в прямом смысле этого слова уточнить карту территории — особенно, когда речь идёт о водоёмах. Комплексная научно-просветительская экспедиция, которая проходила в заказнике «Позарым имени В. М. Зимина» при поддержке Русского географического общества, имела целью изучить рельеф дна озёр на территории заказника. Общая длина маршрутов, пройденных участниками экспедиции, составила 250 км и пролегала на высоте 1600—2700 м над уровнем моря. Исследователи впервые провели обширные батиметрические измерения — съёмки рельефа с использованием эхолота. Озеро Позарым, согласно полученным данным, почти везде имеет глубину 18—20 м, максимальная же его глубина 21 м. Это пока единственное озеро, где эхолот «увидел» рыб. Максимальная глубина другого озера, Улуг-Коль, оказалась 26 м, и рыбы в нём эхолот не показал (но тут надо помнить, что он вообще не показывает рыбу меньше 10 см). Донная растительность в Улуг-Коле также практически отсутствует.