Имеют ли право на жизнь иные варианты развития известных исторических событий?

Наука и жизньИстория

В лабиринтах альтернативной истории

Кандидат политических наук Борис Толчинский, писатель.

0:00 /
1319.811
«Убийство Цезаря». Карл Теодор фон Пилоти. 1865 год. Государственный музей Нижней Саксонии в Ганновере. Заговорщики-республиканцы подозревали Цезаря в стремлении вернуть царскую власть. Его гибель стала переломной точкой в истории Рима. Вариантов того, как она могла бы развиваться, если бы покушение не удалось, — очень много. Несомненно, и наша жизнь сейчас выглядела бы иначе.

«Historia magistra vitae (история — учительница жизни)» — утверждал знаменитый древнеримский оратор, философ и политик Марк Туллий Цицерон. Полемизируя с ним, русский историк Василий Осипович Ключевский замечал, что история не ставит перед собой цели научить чему-либо, она не учительница, а строгая надзирательница, которая наказывает за незнание уроков.

Справедливость этой истины мог бы проверить на себе сам Цицерон, живший в эпоху, когда Рим стремительно двигался к единовластию. Римская держава стала слишком большой, управление ею настолько усложнилось, что с этой задачей уже не справлялся, как прежде, аристократический сенат, состоявший из множества противоборствующих фракций. Если бы Цицерон, один из последних романтиков Римской республики, внимательно вгляделся в историю многовекового противостояния эллинов и персов, он наверняка бы задал самому себе вопрос: почему в маленьких городах-государствах Греции, как правило, была республика в форме аристократии, олигархии или демократии, а в огромной, включавшей в себя множество стран и народов персидской державе Ахеменидов сложилась единоличная и безраздельная власть царя царей? Почему затем эллины, захватив эту державу, подчинив её себе, привнеся в неё свою эллинскую культуру, не установили свои обычаи правления, а, напротив, приняли персидские и сами сделались единовластными царями? Могло ли быть наоборот или как-то по-другому? Вообще, имеют ли право на жизнь иные варианты развития известных исторических событий — или только те, которые произошли на самом деле и запечатлелись в памяти людей?

У нас нет свидетельств, что Цицерон задавался подобными трудными вопросами. Ответы ему бы не понравились. Возврата к прошлому не произошло. На полторы тысячи лет в империи установилось единоличное правление, сначала — в форме принципата, затем — домината, римской и византийской автократии.

А что, если бы победу в гражданской войне всё же одержали сторонники Римской республики? Какая судьба ждала бы римский мир и всю цивилизацию? Империя распалась бы или вновь объединилась? И если бы это произошло, то на каких принципах? Кто ею правил бы: Сенат, как в былые времена, или всё-таки единовластный император с аппаратом чиновников? Какие могли быть альтернативы?

Так появляется само это понятие — альтернатива, применительно к истории. Важно понимать: историческая альтернатива возникает тогда и только тогда, когда общество оказывается перед сложным, ответственным выбором дальнейшего пути. В условиях мира и процветания об альтернативах рассуждают разве что философы и фантазёры, увлечённые своими эмпиреями. Но всякий раз в эпохи смут и потрясений, когда у людей возникает стойкое ощущение неправильности и неправедности избранного ими (а вернее, кем-то за них) пути, когда этих недовольных и сомневающихся становится много, когда среди них начинается брожение умов — в обществе возникает стойкий, осознанный запрос на альтернативы. Теперь не только фантазёры, но и реальные политики, учёные, писатели, многие мыслящие люди задаются трудными вопросами: а что было бы, если бы история сложилась по-другому? Из неудовлетворённости текущим положением вещей рождаются конкретные предположения, как история могла сложиться, что для этого должно было произойти и — главное — что ещё можно сделать, чтобы исправить историческую несправедливость. Таким образом, альтернативная история (АИ) связывает прошлое, настоящее и будущее: из прошлого она берёт фактический материал для строительства иного, альтернативного здания истории, в настоящем проектирует и возводит его, а будущее служит пространством, в котором люди обживают это здание и устраивают жизнь по-новому.

Боги Гор и Сет вместе коронуют фараона Рамсеса III. XII век до н. э. Каирский музей. По легенде, бог Сет убил своего брата-царя Осириса, чтобы захватить власть. Сын Осириса Гор вырос, отомстил за отца и стал править в Египте. В других историях Гор и Сет поделили власть.

Неслучайно основоположником жанра альтернативной истории считается Тит Ливий, соотечественник и младший современник Цицерона, автор монументальной «Истории Рима от основания города». Он превосходно владел фактическим материалом, обладал критическим мышлением и жил в эпоху потрясений, когда Рим в новом имперском «формате» ещё только-только зарождался. В поисках идей для будущего Тит Ливий обратился к эпохе Александра Македонского, предположив, что великий завоеватель не умер тридцати двух лет от роду, как о том свидетельствует писаная история, а выжил и вступил в противоборство со сравнительно молодой в ту эпоху Римской державой.

Хотя утверждать, что это первая АИ, следовало бы с большой осторожностью. Ещё в Древнем Египте, за тысячи лет до Тита Ливия, получили распространение разные, подчас противоречащие друг другу сюжеты о богах и первых фараонах. В одних из этих историй бог Сет представал доблестным воином и героическим защитником верховного бога Ра, верным братом богу-царю Осирису, а в других — Сет убивал Осириса и узурпировал царскую власть. Были истории, где Гор, сын Осириса, жестоко мстил убийце своего отца, а были и такие, где Сет и Гор совместно правили Египтом. В Каирском музее хранится древнее изваяние, на котором Сет и Гор вместе коронуют Рамсеса III, одного из величайших правителей Нового царства. Но уже в эпоху Птолемеев Сет воспринимался однозначно «богом зла», владыкой смерти, пустынь и враждебных земель. Соответственно все рассказы о его благих поступках и героических подвигах, вроде спасения Ра от ужасного змея Апопа, сделались «альтернативной историей», хотя, естественно, самого термина в то время не существовало — он появится ещё не скоро.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дети редакции Дети редакции

Российский биолог, кажется, нашел повод изменить ДНК человеческого эмбриона

Популярная механика
Брать или нет: тест умных, но бюджетных часов Y1 c функцией телефона Брать или нет: тест умных, но бюджетных часов Y1 c функцией телефона

Умные часы Y1 обладают неоспоримым преимуществом перед фитнес браслетами

CHIP
«Все выдумки не стоят естества…» «Все выдумки не стоят естества…»

На свете есть немало людей, уверенных, что небо над нами бороздят НЛО

Наука и жизнь
«Чтобы умереть от любви, нужна зрелость». Хореограф Лоран Илер о новой «Жизели» «Чтобы умереть от любви, нужна зрелость». Хореограф Лоран Илер о новой «Жизели»

На кону амбиции, традиции и система Станиславского

Forbes
Криптовалюты. Поколение второе Криптовалюты. Поколение второе

От «цифрового золота» к полноценным деньгам

Популярная механика
«Траст» через лондонский суд заблокировал имущество Минцев на $572 млн «Траст» через лондонский суд заблокировал имущество Минцев на $572 млн

Суд запретил Борису Минцу отчуждать имущество на сумму в пределах $572 млн

Forbes
Удержаться на плаву Удержаться на плаву

Вьетнамцы острова Фукуок. Все их существование связано с водой

Вокруг света
Одна из богатейших предпринимательниц США обвинила Bank of America в гендерной дискриминации Одна из богатейших предпринимательниц США обвинила Bank of America в гендерной дискриминации

Производитель ювелирных изделий Alex and Ani предъявил банку иск на $1,1 млрд

Forbes
Отпуск экспромтом Отпуск экспромтом

Края, куда можно уехать, не тратя много времени на визовые хлопоты

Playboy
Хлеба и розеток: 10 ресторанов Москвы и Петербурга, где удобно работать Хлеба и розеток: 10 ресторанов Москвы и Петербурга, где удобно работать

10 ресторанов, в которых можно совместить приятное с полезным

Forbes
Ситиэферы: соревнования белых хакеров Ситиэферы: соревнования белых хакеров

Про хакеров слышали все. Не все точно знают, кто они такие

Популярная механика
Праздник на даче Праздник на даче

Как круто провести время на даче, чтобы это стало приключением

Домашний Очаг
Как делать для детей меньше, но больше? Как делать для детей меньше, но больше?

Что делать, если наши дети постоянно чем-то недовольны

Psychologies
Почему часы с царапинами стоят дороже? Почему часы с царапинами стоят дороже?

От кого вы ждете честности? От своих часов

GQ
В здоровом теле В здоровом теле

Звездный тренер о том, как помогала худеть Валерии

StarHit
Кедры решают все Кедры решают все

О людях, которым белочки в тайге помидорчики выращивают

Maxim
Человек из «Машины времени»: как часовщик-самоучка стал лучшим мастером России Человек из «Машины времени»: как часовщик-самоучка стал лучшим мастером России

Константин Чайкин сумел построить бизнес с выручкой 55 млн рублей в год

Forbes
Другая планета. Тест-драйв Subaru XV в Исландии Другая планета. Тест-драйв Subaru XV в Исландии

Путешествие в Исландию на автомобиле Subaru XV

РБК
«Покупка Lamborghini — это всегда очень индивидуальная процедура» «Покупка Lamborghini — это всегда очень индивидуальная процедура»

Коммерческий директор Automobili Lamborghini — о прибыли компании и суперкарах

РБК
На дух не переношу! На дух не переношу!

Что такое пищевая непереносимость

Лиза
Грейс Коддингтон о том, почему Норман Паркинсон всегда будет в моде Грейс Коддингтон о том, почему Норман Паркинсон всегда будет в моде

Легендарный стилист вспоминает приключения в СССР и припудривание носа принцу

Vogue
Починить Родину Починить Родину

Знаменитый монумент на Мамаевом кургане ждет капитальный ремонт

Огонёк
Как отец пятерых детей зарабатывает по 7 млн рублей в месяц на парке развлечений под Петербургом Как отец пятерых детей зарабатывает по 7 млн рублей в месяц на парке развлечений под Петербургом

Александр Пружанский к 50 годам решил открыть парк развлечений для детей

Forbes
Странные цифры о сбитом «Боинге»: почему «Алмаз-Антей» не смог опровергнуть голландскую версию Странные цифры о сбитом «Боинге»: почему «Алмаз-Антей» не смог опровергнуть голландскую версию

Публикуем заключительную часть разбора версий крушения малайзийского «Боинга»

Forbes
«Траст» пошел за Минцами: банк плохих долгов подал в Лондоне первый иск к бенефициарам «московского кольца» «Траст» пошел за Минцами: банк плохих долгов подал в Лондоне первый иск к бенефициарам «московского кольца»

Банк «Траст» подал иск к бенефициарам О1 Group

Forbes
Пакет не нужен Пакет не нужен

К счастью, светлое будущее все еще в наших руках

Glamour
Почему многие часовые бренды помешались на этом силуэте? Почему многие часовые бренды помешались на этом силуэте?

Как у бочки и часов может быть что-то общее

GQ
9 самых ожидаемых фильмов 2021 года (от «Джона Уика 4» до «Отряда самоубийц 2») 9 самых ожидаемых фильмов 2021 года (от «Джона Уика 4» до «Отряда самоубийц 2»)

Увидев этот список, ты начнешь считать дни до премьеры

Playboy
«Я переехала в Нью-Йорк, и вот как изменились мои модные привычки» «Я переехала в Нью-Йорк, и вот как изменились мои модные привычки»

Cosmo продолжает собирать истории девушек, которые переехали в другой город

Cosmopolitan
Уловка-210: почему так легко попасть в тюрьму за организацию преступного сообщества Уловка-210: почему так легко попасть в тюрьму за организацию преступного сообщества

Все чаще портреты бизнесменов сменяются их же фотографиями за решеткой

Forbes
Открыть в приложении