Интервью с владелицей телеканала «Дождь» Натальей Синдеевой

TatlerЗнаменитости

Голова из телевизора

На десятом году жизни своего телеканала «Дождь» Наталья Синдеева задумалась, зачем ей все это. Другие главные вопросы бытия татлеровского человека ей задала Ксения Соловьёва.

Генеральный директор медиахолдинга «Дождь» Наталья Синдеева. Жакет из вискозы и ацетата, ALEXANDER MCQUEEN; шелковая блузка, CHLOÉ; шерстяные брюки, CELINE BY HEDI SLIMANE; босоножки из лакированной кожи, GIANVITO ROSSI; золотые серьги Bois de Rose, кольцо Bar en Corolle из розового золота с бриллиантами, кольцо Milieu du Siècle из розового золота, все DIOR JOAILLERIE. Шерстяной костюм, ETRO; хлопковая рубашка, KITON; шелковый галстук, RALPH LAUREN; кожаные ботинки, LOAKE.

С «Дождем» в последнее время случилось нечто странное. Есть ощущение, что его перестали замечать. Когда я собиралась на интервью с Наташей, несколько человек спросили меня: «А они до сих пор работают?» Каналу явно не хватает денег. Даже традиционный «День дождения», который в начале 2010‑х с размахом гремел на арене Adrenaline Stadium и завлекал артистами уровня «ДДТ» с «Ленинградом», в этом году переехал в более камерный «Известия Hall», где Надя Оболенцева и Ирина Кудрина танцевали под не самые инстаграмоемкие группы «Моя Мишель» и Brainstorm. Вместе с тем, если отвлечься от песен, плясок и Надиных ног в мини-юбке, на «Дожде» вроде бы все как прежде. Мой партнер по теннису Миша Фишман по-прежнему подводит итоги недели по пятницам, Аня Монгайт по-прежнему меняет прически, «единственный седовласый сотрудник» канала Павел Альбертович Лобков по-прежнему несет бремя новостей.

«Известия Hall» появились не потому, что денег нет, — рассказывает мне сейчас Синдеева в офисе «Дождя» на дизайн-заводе «Флакон». — По настроению хотелось легкости, слоган был «Пляшем». Плюс надо поднакопить силы к десятилетию в следующем году. Хотя недавно я, впервые за все время, спросила себя: «Зачем мне это? Что я от этого хочу? Что будет через пять лет?» Сеанс психоанализа на встрече с коллективом своего телеканала она провела ранней весной. Поставила самой себе срок, за который хочет найти ответы: год, до 27 апреля 2020‑го, это официальный день рождения канала, он же день рождения Шуры, дочери Наташи и ее мужа Александра Винокурова. Как обычно, один не так услышал, второй не так пересказал — и вот уже в телеграме сообщили, что «Дождь» закрывается. «А ведь это совершенно не так, — говорит Синдеева. — Сценарии могут быть самые разные. Я честно обозначила ребятам собственные сомнения. Я точно знаю, что могу держать «Дождь» еще несколько лет. Вопрос: что для меня сегодня действительно важно? Для чего все это? Деньги? Драйв? У меня всегда было и то и другое, и я хочу, чтобы так было и дальше. А если не будет? Мне почти пятьдесят, у меня есть семья, дети… И я, конечно, задаю себе вопрос: туда ли я иду?»

До следующего «Дня дождения» Синдеева обещала самой себе решить две задачи. Сделать так, чтобы выручка начала стабильно расти. И чтобы изменилась интонация. Чтобы «Дождь» снова, как в золотые времена, когда Крым еще не был нашим, а Владимир Путин отчитывался перед Дмитрием Медведевым, стал optimistic channel. В общем, оптимизация по всех смыслах. Куда через пять лет она заведет «Дождь», неизвестно. Про следующую пятилетку вообще ясно лишь одно: если все пойдет по намеченному не Наташей плану, 27 апреля 2024 года президентом все еще будет семидесятилетний Владимир Путин.

Жакет из вискозы и льна, хлопковая юбка, все ALBERTA FERRETTI; шелковая блузка, MAX MARA; босоножки из лакированной кожи, CASADEI; серебряные серьги и кольцо «Сплетенные сердца» с кубическим цирконием, все PANDORA.

Ровно пять лет назад в жизни канала Синдеевой тоже происходили перемены. «Дождю» не продлили договор аренды офиса на «Красном Октябре», того самого, куда в 2011‑м, на волне оттепели, либерализации, создания инновационного центра «Сколково» и отмены перевода часов, приезжал президент Медведев. Находчивый телеканал тогда частично распродал нажитое имущество и придумал, как сказали бы в Москве 2019‑го, иммерсивное шоу: прощальные экскурсии по офису в сопровождении одного из ведущих по цене пятнадцать тысяч рублей с человека.

Следующие полгода «Дождь» транслировал из временного помещения на том же «Октябре», потом пару месяцев выходил в эфир из Наташиной «холостяцкой» квартиры на Садовом, где под гримерную была отдана ванная комната. На «Флакон» переехали только в феврале 2015‑го. «Здесь вообще ничего не было, пустой ангар, — вспоминает Синдеева. — Но через десять дней мы запустили вещание. В течение этих десяти дней мы ежесекундно в прямом эфире показывали, как все преображается. На «Октябре» у нас все было красиво, рассчитано до миллиметра модными архитекторами. А здесь мы придумывали на ходу. Брали, к примеру, стекло и вставляли в имеющийся проем. И знаешь, все идеально вставало — как будто эти стекла были здесь всегда. Нам удалось сохранить концепцию открытой студии. Другое дело, что у нас теперь гораздо меньше места».

На «Флаконе» у гендиректора медиахолдинга «Дождь» нет своего кабинета, только рабочий стол в open space, поэтому для интервью мы прячемся в студии-трансформере, напоминающей закулисье Большого театра. Здесь по очереди снимаются «Как все начиналось» с Михаилом Козыревым, «Синдеева», записываются лекции и концерты. Все декорации подвесные — в нужный момент куда-то уезжают и откуда-то приезжают. По такой же мобильной системе работают американские новостные гранды с неограниченными бюджетами. Синдеева вспоминает: «Я когда приехала в Америку и на все это посмотрела, сказала себе: «Ну ни фига себе, я чувствовала».

С дочерью Сашей.

Она всегда действовала исходя из собственной интуиции. И когда в 1995‑м с первым мужем Дмитрием Савицким запускала радиостанцию «Серебряный дождь», и когда со вторым мужем Винокуровым делала «Дождь» телевизионный. «Мы всегда говорили о том, что ценно и важно для нас самих. Это определяло и выбор ведущих, и набор программ». На рубеже 2010‑х стратегия «я как мера всех вещей» казалась единственно верной и точной. В прямом эфире канал освещал беспорядки на Манежной, вел репортажи из аэропорта Домодедово после теракта. Михаил Ходорковский, Евгений Чичваркин, Людмила Алексеева и прочие вольнодумцы зачитывали в эфире статьи Конституции. И все вдруг вспомнили, что новости о политике могут быть интересными, а потом — что и политика может быть интересной. Это совпало с митингами на Болотной и «норковой революцией», когда на протесты вышли люди, которым протестовать вроде бы незачем. К концу 2013‑го «Дождь» смотрело около двенадцати миллионов, к 2014‑му предприятие должно было стать операционно прибыльным. Синдееву это невероятно воодушевляло: «Мы ведь не тащили людей за уши, они присоединялись к нашим ценностям».

«Дождь» стал слишком большим, плюс его было невозможно контролировать. И тут, накануне семидесятилетия со дня снятия блокады Ленинграда, в прямом эфире случился опрос: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы спасти сотни тысяч жизней?» Этой сомнительной, скажем честно, затеей воспользовались люди, которым репортажи с Майдана и расследование о дачах чиновников показались чересчур подробными. Жизнь «Дождя» разделилась на «до» и «после» — будто кто-то пришел и вытащил вилку из розетки. Кабельные и спутниковые операторы исключили канал из вещательной сетки. Из-за потери аудитории сбежала реклама. Потом Госдума вообще приняла закон о запрете рекламы на каналах, не имеющих эфирных частот. Начались, конечно, прокурорские проверки, Роскомнадзор написал письмо, от пострадавших посыпались иски о компенсации морального вреда. Наконец, произошло изгнание из краснооктябрьского рая. «Весь этот ад, когда нужно полностью перестроить бизнес, длился почти два года, — вспоминает Синдеева. — Все это время ты будто на войне, в окопе, защищаешься. Главное — выстоять, выдержать. И вот когда мы переехали на «Флакон», перестроили бизнес-модель, когда что-то снова стало получаться, мы вдруг обнаружили удивительную вещь. Примерно так человек возвращается домой после войны и не знает, что ему делать в мирное время. Весь наш мобилизованный, сжатый кулак вдруг развалился от спокойной жизни. Наступила растерянность, мы стали терять людей. Плюс изменились контекст, новостная повестка. С момента присоединения Крыма каждый день полон тревожных новостей. Пенсионная реформа, храм в Екатеринбурге, суперджет. Тут даже я, оптимист до мозга гостей, стала ловить себя на том, что я все время чем-то недовольна. Что у меня интонация обиженного человека, который постоянно обороняется. Наши подписчики тоже стали это замечать. Мне часто пишут: «Ребят, мы перестали вас смотреть, потому что вокруг и так много негатива». И я сказала себе: «Стоп-стоп, это вообще не про тебя. Окей, жизнь

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Папу гложет Папу гложет

Проблема татлеровских отцов и детей в 2020‑м — передача состояний

Tatler
Штурм «Зоны 51»: более 800 тысяч человек собираются проникнуть на военную базу в Неваде и увидеть пришельцев Штурм «Зоны 51»: более 800 тысяч человек собираются проникнуть на военную базу в Неваде и увидеть пришельцев

В соцсетях появилось много мемов на эту тему

Esquire
Главные герои света Главные герои света

«Татлер» обновляет а-лист каждый год: часть 1

Tatler
Аналитики допустили, что ЦБ опустит ключевую ставку ниже планируемого уровня Аналитики допустили, что ЦБ опустит ключевую ставку ниже планируемого уровня

ЦБ может опустить ключевую ставку ниже планируемого сейчас уровня

Forbes
Владимир Урин: Владимир Урин:

Театр, творчество — это понятие сокровенное, интимное, почти семейное

Караван историй
Конец крымского консенсуса: чем он грозит власти? Конец крымского консенсуса: чем он грозит власти?

Гражданские и политические свободы становятся важнее материальных потребностей

Forbes
Игра в защиту Игра в защиту

Героини нашего рейтинга лучших юристок Москвы

Tatler
#прохобби: цифровой консалтинг и плавание Антона Шапоренко #прохобби: цифровой консалтинг и плавание Антона Шапоренко

Креативный директор компании AIC — о цифровизации бизнеса в России

РБК
Клавдия Коршунова: «Как в самом начале пути...» Клавдия Коршунова: «Как в самом начале пути...»

В юности у меня была странная фантазия

Караван историй
Цифровые кочевники: как становятся digital nomads и где они обитают Цифровые кочевники: как становятся digital nomads и где они обитают

Кто такие цифровые кочевники? Forbes Life рассказывает, как стать одним из них

Forbes
Основатель фитнес-студии Zaryad — о йоге, биоритмах и «мусорной» еде Основатель фитнес-студии Zaryad — о йоге, биоритмах и «мусорной» еде

Как настроить режим дня, побороть сонливость, правильно питаться и не уставать

РБК
12 отелей, в которых останавливались популярные киногерои 12 отелей, в которых останавливались популярные киногерои

Локации, где снимали популярные фильмы и сериалы

Esquire
Великанская любовь: трагическая история самой высокой пары в мире Великанская любовь: трагическая история самой высокой пары в мире

Эти мужчина и женщина гигантского роста нашли друг друга и полюбили

Cosmopolitan
Помыть младенца Бога. Куда уходят страх и брезгливость Помыть младенца Бога. Куда уходят страх и брезгливость

В Свято-Спиридоньевской богадельне в Москве живут 20 тяжелобольных пожилых людей

Русский репортер
Libra — универсальная валюта будущего или угроза финансовой системе? Что известно о планах Facebook по запуску криптовалюты Libra — универсальная валюта будущего или угроза финансовой системе? Что известно о планах Facebook по запуску криптовалюты

Чем примечательна Libra и почему в Конгрессе забеспокоились?

Esquire
Глаз должен отдыхать Глаз должен отдыхать

Дизайнер Майкл Корс свил с мужем семейное гнездо в пентхаусе в Гринвич-Виллидже

Tatler
Интим не предлагать? Интим не предлагать?

Как продолжать оставаться желанной и справиться со своими страхами и комплексами

Лиза
7 коктейлей для разных видов настроения (нужный гид, как ни крути) 7 коктейлей для разных видов настроения (нужный гид, как ни крути)

Лучший способ определиться с выбором напитка

Playboy
«Это дает возможность разрушить олигархическую систему»: последствия выборов в Раду для украинской экономики «Это дает возможность разрушить олигархическую систему»: последствия выборов в Раду для украинской экономики

Как новая конфигурация в Верховной раде повлияет на украинскую экономику

Forbes
Крутой воппер. Кто помогает Burger King догнать и перегнать McDonald's Крутой воппер. Кто помогает Burger King догнать и перегнать McDonald's

Дэниел Шварц, 38-летний менеджер 3G Capital, возрождает Burger King

Forbes
Самый пьяный округ в мире: лучшие бары этого лета Самый пьяный округ в мире: лучшие бары этого лета

В этом тексте мы расскажем вам о новых и проверенных Forbes Life местах

Forbes
Пора валить? Топ-9 уголовных дел в отношении крупного бизнеса в России Пора валить? Топ-9 уголовных дел в отношении крупного бизнеса в России

В последние два года участились случаи уголовного преследования бизнесменов

СНОБ
Дело Хачатурян: вопросы, которые все мы должны задать себе Дело Хачатурян: вопросы, которые все мы должны задать себе

Мнение системного семейного психотерапевта о деле сестер Хачатурян

Psychologies
«Мы умеем договариваться» «Мы умеем договариваться»

Жизнь Алексея Ягудина и Татьяны Тотьмяниной — как война Алой и Белой розы

OK!
Сильная и независимая: 5 женских книг, которые стоит прочитать этим летом Сильная и независимая: 5 женских книг, которые стоит прочитать этим летом

Книги о несгибаемых, талантливых женщинах и их дружбе

Forbes
Жуков, Солженицын, Горбачева и другие люди из СССР на обложке Time Жуков, Солженицын, Горбачева и другие люди из СССР на обложке Time

Кто из СССР и по какому поводу побывал на обложке американского еженедельника

РБК
Марш неиспуганных. Как тысячи москвичей устроили несогласованное шествие в центре Москвы Марш неиспуганных. Как тысячи москвичей устроили несогласованное шествие в центре Москвы

Столичные власти жестко отреагировали на несогласованную акцию протеста

Forbes
Богатые нарываются: последнее корейское предупреждение Богатые нарываются: последнее корейское предупреждение

Почему фильм из Южной Кореи стал триумфатором недавнего Каннского кинофестиваля

Forbes
На собственном примере На собственном примере

Мария Грация Кьюри доверила оформление павильона художнице Томазо Бинге

Vogue
Самые кассовые фильмы всех времен: от «Унесенных ветром» до «Мстителей: Финал» Самые кассовые фильмы всех времен: от «Унесенных ветром» до «Мстителей: Финал»

На показах этих фильмов всегда был аншлаг

Playboy
Открыть в приложении