Чудесные миры
Космос за пределами Солнечной системы долгое время оставался неизведанным пространством, о котором астрономы имели довольно смутное представление. Более или менее достоверные сведения о мире звёзд стали накапливаться к концу XIX века. И литераторы, конечно же, сразу откликнулись на новые открытия, включив их в художественные тексты.
В 1911 году вышло первое издание романа «Чудесные миры» (Wunderwelten) популярного немецкого писателя Фридриха Мадера. До того его знали как автора приключенческой прозы для юношества о путешествиях в Африку, Австралию, Южную Америку… Однако в новом произведении он решился отправить своих героев в космический полёт.
Хотя по большей части научная информация, излагаемая в романе, устарела, в нём всё ещё можно найти верные идеи и образы, которые повлияли на дальнейшее развитие фантастики.
Несмотря на многочисленные переиздания, «Чудесные миры» никогда не выходили на русском языке. Предлагаем читателям фрагменты из романа — как дополнительный материал к очерку Антона Первушина «Первые на пути к звёздам».
Деятельный английский лорд Чарльз Флитмор, проживающий в графстве Суссекс, собирает друзей, чтобы отправиться с ними в космос. В необычном предприятии согласились принять участие леди Мидж Флитмор (его жена), Джон Ригер (его слуга), профессор астрономии Генрих Шульц, капитан Гуго фон Мюнхгаузен и молодой лингвист Хайнц Фридунг. Они собираются в поместье лорда, где тот демонстрирует им шарообразный космический корабль «Санна».
— Из какого материала на самом деле сделан ваш космический корабль? — спросил Хайнц Фридунг. — Он блестит, как слюда.
— Эта мерцающая оболочка — кварцевое стекло, — объяснил Флитмор. — Мы должны быть готовы к тому, что столкнёмся во время путешествия с температурами, которые могут не только убить нас, но и разрушить корабль. Электрическое отопление защищает от космического холода, который, я полагаю, не так страшен, как думает большинство людей. Но мы также можем мчаться сквозь туманности и облака космической пыли с такой скоростью, что «Санна» раскалится добела, как метеоры, падающие сквозь атмосферу; та же самая опасность подстерегает корабль, когда мы приблизимся к Солнцу или другой звезде. Поэтому я приказал сделать корпус корабля так же, как изготавливают стенки несгораемых шкафов, и покрыть его кварцевым стеклом, чтобы мы могли долгое время без опасности для жизни переносить самые высокие температуры.
— А окна? — вмешался Шульц.
— Будет шесть больших окон из очень толстого стекла, откуда открывается вид во все стороны. В каждое вмонтирован мощный телескоп, поскольку невооружённым глазом мало что можно увидеть. Однако, как только температура повышается и становится опасной для сохранности стекла, нужно будет только нажать кнопку, чтобы мгновенно закрыть окна защитным ставнем, как глаза закрываются веками.
Осмотрев корабль снаружи и изнутри, гости признали, что он хорошо приспособлен для длительных космических путешествий. Но, конечно, их интересовало, как «Санна» сумеет оторваться от Земли. Лорд Флитмор заявил:
— Должен дать вам некоторые пояснения. Речь пойдёт об одном открытии, которое я сделал случайно. Именно оно сначала навело меня на мысль, а потом дало возможность осуществить это предприятие.
Вам знакома гравитация, а также вы знаете, что наука понятия не имеет о том, что представляет собой гравитация на самом деле. Притяжение тел, безусловно, объясняет наличие гравитации, но мы очень мало знаем, что такое притяжение и в чём его природа. Если бы оно было следствием вращения Земли, то его вектор был бы направлен к земной оси, тогда как на самом деле притяжение направлено к центру Земли. Сила притяжения может быть связана с магнетизмом, а тот, в свою очередь, с электричеством.
Вы знаете также о том, что существует электростатическая сила: одноимённые полюса отталкиваются, разноимённые — притягиваются. Но если есть положительный и отрицательный магнитные полюса, северный и южный полюса, а центростремительной силе соответствует центробежная, то, помимо притяжения, должна существовать ещё и сила отталкивания, которую я называю «силой убегания».
Если наша Земля обладает, кроме силы притяжения, ещё и силой отталкивания, то первая должна значительно преобладать над второй; иначе все тела, на которые преимущественно действовала бы сила отталкивания, должны были бы быть немедленно отброшены от Земли. По этой простой причине вторая сила остаётся от нас скрытой.
Но счастливый случай позволил мне открыть электрический ток, создающий магнитное поле, которое проявляет силу убегания.
Тела, через которые пропущен этот ток, отталкиваются от Земли — с тем большей силой, чем сильнее ток. Когда он прерывается, гравитационное притяжение Земли снова вступает в свои права.
Моя сила убегания — это, так сказать, противодействие гравитации...
Вот и весь секрет. Все эксперименты, которые я предпринял, увенчались успехом; каждое тело, на которое я воздействовал силой убегания, каким бы тяжёлым оно ни было, поднималось в воздух с возрастающей скоростью и исчезало в небе. Это открытие подсказало идею транспортного средства, которое может использовать силу убегания, чтобы вырваться из оков гравитации земного шара.
Хотя друзья лорда отнеслись к его открытию скептически, они согласились проверить его слова практикой. Перед отлётом в экипаж включили двух шимпанзе Дика и Бобса, которые были обучены управлять простейшими механизмами корабля, а также должны были помочь при определении съедобных инопланетных растений — ведь «инстинкт обезьян безошибочен».
Корабль стартовал, и некоторые члены экспедиции не смогли удержаться на ногах из-за внезапной перегрузки, но от травм их уберегло резиновое покрытие, которое было предусмотрительно нанесено на все предметы внутри «Санны». Впрочем, из-за действия антигравитационной силы направления «верх-низ» поменялись местами, и теперь они были вынуждены приспосабливаться к новой обстановке.
Корабль быстро летел к Луне и вскоре приблизился к ней настолько, что путешественники уже могли различить подробности, недоступные земным наблюдателям.
— Внимание, господа! — произнёс лорд. — Мы увидим то, чего не видел ещё ни один человек. Как известно, Луна всегда обращена к нам одной и той же стороной, поскольку её вращение синхронизировано с движением вокруг Земли. Только благодаря либрации, то есть небольшим покачиваниям Луны относительно наблюдателя, мы можем видеть некоторую часть скрытого от нас полушария. Теперь настал момент, когда мы облетим спутник Земли и увидим загадочную обратную сторону сравнительно близко; ибо мы подошли на расстояние 10 000 километров. До сих пор нашу спутницу рассматривали только с расстояния 400 000 километров.
Все были чрезвычайно взволнованы, хотя Шульц предположил, что обратная сторона вряд ли будет сильно отличаться от той, которая обращена к Земле.
Лорд решил снизиться, чтобы можно было наблюдать все подробности. Поэтому он выключил электрический ток, создающий силу убегания, и «Санна» с головокружительной скоростью понеслась к Луне.
Теперь в телескопе со всей ясностью стали видны зелёные пятна, которые оказались травянистым покровом степи.
— Что это? — вдруг испуганно воскликнула леди Флитмор.
Окна залило ярким светом.
Лорд бросился к силовой цепи, чтобы снова привести в действие силу убегания.
— Что это было? — спросил Хайнц.
— Мы вошли в лунную атмосферу, — объяснил англичанин, — от трения металлические рамы окон нагрелись и начали светиться, несмотря на защиту из кварцевого стекла. Но опасности нет — мы уже снова поднимаемся.
— Значит, лунная атмосфера всё же существует! — сказал Шульц. — А многие сомневались!
— Теперь сомнения можно отбросить, — ответил Флитмор.
Лунная поверхность находилась всего в ста километрах... Внизу расстилался пейзаж, достойный кисти живописца. Здесь преобладали странные кольцевидные горы, покрытые лесными массивами.
В телескоп были хорошо видны деревья своеобразной формы, непохожие на земные, — словно огромные пучки травы на высоких стволах, напоминающих о пальмах...
В кольцевых кратерах сверкали большие и малые озёра. Водопады и ручьи стекали по отвесным горным склонам, но крупных рек и морей они [путешественники] не увидели: ручьи впадали в небольшие внутренние озёра или терялись на равнине. В низменностях угадывались очертания болот.
Живых существ они пока не заметили. Шульц высказал предположение, что животные и птицы, конечно, водятся в горах и на равнине, но, вероятно, их немного и они слишком мелкие — с высоты невозможно разглядеть.
На этой стороне Луны тоже отсутствовали облака, что не удивило путешественников — ведь и значительных водоёмов они тоже не заметили. То в одном месте, то в другом поднимались завесы тумана, которые могли увлажнять землю и питать источники ручьёв.