Как проникнуть в суть сознания: взгляд ученых и буддистов
Ученые используют для этого компьютеры и томографы, буддисты — медитацию и самосозерцание. Философ Дмитрий Волков, принявший участие в двух встречах ученых с далай-ламой, размышляет о точках пересечения разных подходов.
В третий раз с раздражением нажимаю кнопку «Позже» на назойливом будильнике. Свет с улицы режет глаза. Сколько сейчас времени? В каком я городе? Из-за бесконечных перелетов мой внутренний таймер окончательно сбился. Вы скажете: как же, летали, знаем.
Но уверены ли вы, что понимаете, как это переживаю именно я? Да, вы можете сопоставить мои слова c собственным опытом, но кто сказал, что этот опыт у нас — один и тот же?
Можно ли понять, что чувствует другой
Некоторые философы, например, уверены, что никто и никогда не сможет узнать, каково это — быть вами и чувствовать то, что чувствуете вы. То есть сознание каждого человека принципиально недоступно для понимания другим.
Американский философ Томас Нагель пояснил суть этой загадки на примере с летучей мышью. Летучая мышь ориентируется в пространстве с помощью эхолокации, то есть «слышит объекты впереди себя». Мы знаем это, потому что наблюдаем за поведением летучих мышей, понимаем, как устроено их тело.
Но можно ли узнать, каково это — «слышать объекты» так, как это делает летучая мышь?
Сколько бы мы ни изучали ее мозг, мы получим лишь данные о его работе, но не об ощущениях. Мы можем пытаться имитировать ее поведение: спать вверх ногами и бодрствовать ночью, но и тогда не поймем — мы ведь все равно останемся собой. Это значит, что не существует способа проникнуть в сознание летучей мыши.
Но тогда, выходит, нет и надежного способа проникнуть в сознание… других людей. Нет способа понять, каково быть вами или мной. Или все же есть?
Почему загадка чужого сознания так интересует ученых и буддистов
Попытки ответить на этот вопрос и привели меня на философский факультет 15 лет назад. С тех пор я защитил кандидатскую, а потом и докторскую диссертацию, написал книгу. Провел множество дискуссий с крупнейшими западными и восточными философами. Но однажды мне довелось поучаствовать в очень необычной встрече — нас с Викторией Лысенко (ведущим российским буддологом) пригласили как наблюдателей на конференцию, где выступали ученые из Университета Эмори и буддийские монахи.