Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техникаHi-Tech

Испанские авианосцы на мировом рынке

Юрий Каторин

Верфи фирмы «Navantia» в Ферроле

Опыт эксплуатации первого авианосца испанской постройки «Принц Астурийский» (введен в эксплуатацию в 1988 г.) помог определиться с основными требованиями к проектируемому второму универсальному авианесущему кораблю: наличие сплошной полетной палубы с трамплином 12°; возможность базирования самолетов с коротким взлетом и вертикальной посадкой (КВВП); возможность базирования вертолетов; ангар для авиационной техники под полетной палубой; возможность управления воздушными операциями; наличие доковой камеры; способность высадки десанта на необорудованное побережье; десантовместимость: 900 морских пехотинцев, восемь ДВК, 10–15 вертолетов; выполнение функций командного пункта соединений разнородных сил ВМС. Корабль, который получил в честь испанского монарха название «Хуан Карлос I», был заложен на верфи фирмы «Navantia» в Ферроле в мае 2005 года, 10 марта 2008 года его спустили на воду, а официально зачислили в состав ВМС Испании 30 сентября 2010 года под номером L61. В качестве пункта базирования была определена военно-морская база Рота (г. Кадис).

Испанский авианосец «Хуан Карлос I»

Водоизмещение – 27079 т, длина – 230,8 м, ширина – 32,0 м, осадка – 6,9 м, дизель-электрическая двигательная установка мощностью 30 тыс. л.с., скорость хода – 21 уз., дальность плавания – 9 тыс. миль (15 уз.), экипаж – 243 чел. + 172 чел. авиагруппа, на вооружении до 30 летательных аппаратов. Главная особенность «Хуан Карлос I» – его полетная палуба (203,2 × 32 м), приспособленная для полноценного обеспечения полетов самолетов «Harrier II» и F-35В. В авианосной конфигурации на корабле может базироваться авиагруппа в составе 30 вертолетов NH-90, или 19 штурмовиков AV-8 «Харриер», или 12 NH-90 и 11 AV-8 «Харриер». Вооружен корабль откровенно слабо: по данным из открытых источников, одна пусковая установка для ракет ESSM и четыре зенитные 20-мм пушки «Эрликон» CIWS.

УДК «Хуан Карлос I» имеет однокорпусную архитектуру с полетной палубой и доковой камерой для высадочных средств. Корабль изготовлен по модульному принципу из 122 сборочных секций испанского производства. Он имеет сквозную полетную палубу с взлетным трамплином с левой ее стороны и надстройкой-островом – с правой. Таким образом, «Хуан Карлос» был специально разработан для работы авиации короткого взлета и посадки. Он имеет 8 мест для размещения самолетов AV-8B «Харриер» (или F-35В) и 4 – для средних вертолетов CH-47 «Чинук», также на нем предусмотрено одно место для базирования V-22 «Osprey». Полетная палуба (202,3 × 32 м, площадь – 4 750 м²) в случае необходимости может быть использована для временного базирования авиатехники, тогда корабль может нести до 30 вертолетов типа NH90 или до 20 самолетов ВВП. Главная особенность «Хуан Карлос I» – его полетная палуба приспособлена как для полноценного обеспечения полетов самолетов «Harrier II» и F-35В, так и для использования вертолетов. В носовой части «Хуан Карлос I» смонтирован позаимствованный у «корабля контроля моря» трамплин для облегчения взлета самолетов.

Схема общего расположения «Хуан Карлос I»

Под верхней палубой расположены еще три – две грузовые и одна жилая. Двухуровневый многофункциональный ангар/гараж имеет площадь 6 тыс. м² и вмещает до 6 тыс. т груза и техники. Для повышения комфортности проживания экипажа корабля жилую палубу разместили не под полетной, как это принято на авианосцах, а под ангаром. На жилой палубе располагаются одно, двух-, четырех-, девяти- и 18-местные кубрики, кухня, столовые и больничный комплекс. Экипаж корабля состоит из 900 человек. Характеристики УДК позволяют задействовать также ангарные и гаражные помещения для размещения десантных подразделений. Десант – 925 чел., включая группу береговой разведки (23 бойца).

На нижней грузовой палубе можно перевозить до 46 основных боевых танков, на верхней размещаются грузовики и другие автомобили. В ангаре, смежном с верхней грузовой палубой, размещаются либо 12 средних транспортных вертолетов NH90, либо 8 тяжелых CH-47 «Chinook», либо до семи многофункциональных штурмовиков вертикального взлета и посадки AV-8B «Harrier II» или F-35B. Док с кормовыми воротами шириной 16,8 м вмещает 4 десантные баржи LCM-1E и 4 надувных десантных катера или 1 катер на воздушной подушке LCAC и плавающие бронетранспортеры. На самом нижнем уровне располагаются устройства и механизмы ГЭУ и кладовые.

«Хуан Карлос» и «Принц Астурийский» на маневрах

Для перемещения техники и грузов между палубами на УДК предусмотрены лифты, подъемники и краны. Доставка техники на полетную палубу выполняется при помощи двух лифтов-подъемников (грузоподъемностью по 27 т), один из которых расположен в центре кормовой части, а другой – справа, перед островной надстройкой. Перемещение грузов на грузовых палубах осуществляется двумя мостовыми кранами (грузоподъемностью по 16 т). Кроме того, имеется грузовая стрела либо кран-балка, лифты и подъемники для боезапаса и провизии, медицинский и пассажирский лифты, а также аппарели.

Энергетическая установка – электродизель-газотурбинная. Газовая турбина и два дизеля, по сути дела, являются электростанциями, питающими все системы корабля. В том числе они дают ток электродвигателям, размещенным в винторулевых гондолах в кормовой части днища. То есть двигательно-движительный комплекс напоминает тот, что имеется на «Мистрале». Максимальная дальность хода корабля – 9000 миль при скорости 15 узлов. На «Хуан Карлос I» есть операционные, зарезервированы места для транспортировки раненых, больных и эвакуируемых и т.д. То есть он может выполнять и гуманитарные миссии.

Высадка десантных барж из док-камеры «Хуана Карлоса I»

По планам ВМС Испании «Хуан Карлос I» стал альтернативной авиационной платформой авианосцу «Принц Астурийский» и заменил десантные корабли «Herman Cortes» и «Pizarro», ибо имеет намного лучшие амфибийные возможности. Единственный вопрос: до сих пор не сформулировано внятной концепции применения подобных кораблей. В крупных десантных операциях, подобных вторжению в Ирак, роль УДК с его 46 танками изчезаемо мала. Палубное авиакрыло «легкого авианосца-вертолетоносца», состоящее из 20–30 «вертикалок» и вертолетов, в десятки раз отстает по возможностям от авиакрыла классического атомного авианосца. При этом сам ударный авианосец не является определяющей силой в локальном конфликте: во время операции «Буря в пустыне», шесть АУГ выполнили суммарно всего 17% боевых вылетов, остальную работу сделала авиация наземного базирования – более тысячи ударных самолетов! С точки зрения морского боя перспективы десантного вертолетоносца-дока еще более сомнительны: тихоходный (скорость 18–20 уз.) корабль, лишенный серьезного оборонительного вооружения и бронирования предназначен только для доставки экспедиционных сил в требуемый район Мирового океана. В общем, вопросов больше, чем ответов. Тем не менее класс универсальных десантных кораблей продолжает развиваться во многих странах мира.

Авианосец «Хуан Карлос I» с авиационной группой на борту

«Juan Carlos I» по многим параметрам превосходит хваленый французский «Mistral». Именно с этим проектом испанцы победили в австралийском тендере на постройку двух УДК типа «Canberra». Министерство обороны Австралии после долгих переговоров с французской компанией «Armaris» (совместное предприятие DCNS и «Thales») отказалось от постройки УДК на основе «Mistral». В июне 2007 года оно объявило о том, что контракт получила австралийская компания «Tenix Defense» (c 2008 году BAE Systems Australia). К 2013 году она совместно с «Navantia» обязалась построить 2 универсальных десантных корабля «Canberra» и «Adelaide», используя проект «Juan Carlos I». При этом корпуса обоих кораблей строят в Испании, а достраивают в Австралии. Стоимость контракта – $3 млрд.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Екатерина Великая в Москве Екатерина Великая в Москве

Екатерина Великая не любила Москву, но так ли всё однозначно?

Знание – сила
Ну и дела… Ну и дела…

Считается, что нашумевшее в свое время «рыбное дело» началось с казуса...

Дилетант
Полетели Полетели

Инновационный центр «Бирюч» представил новый проект беспилотного аэротакси

Популярная механика
«Ким Ир Сен: Вождь по воле случая» «Ким Ир Сен: Вождь по воле случая»

Как будущий правитель КНДР стал партизаном

N+1
Рената Джало Рената Джало

Как устроен мир выпускницы мастерской Алексея Учителя во ВГИКе Ренаты Джало

Собака.ru
Борьба за госбезопасность во всём мире Борьба за госбезопасность во всём мире

Юрий Андропов вошел в историю как реформатор, хотя и потенциальный

Дилетант
«Гипотеза белых дыр» «Гипотеза белых дыр»

Почему снаружи белая дыра не отличается от черной

N+1
Наши на Западе: как Америка влюбилась в венгерские «Икарусы» Наши на Западе: как Америка влюбилась в венгерские «Икарусы»

Ikarus – история автобусов, которые лидировали одновременно и в СССР, и в США

ТехИнсайдер
Как Пеппи Длинныйчулок стала символом свободы и изменила жизни миллионов девочек Как Пеппи Длинныйчулок стала символом свободы и изменила жизни миллионов девочек

Как Астрид Линдгрен стала борцом за права детей и причем тут Пеппи Длинныйчулок?

Forbes
Эдуард Илоян: Рынок может сам себя отрегулировать Эдуард Илоян: Рынок может сам себя отрегулировать

Генпродюсер YBW — о будущем «Папиных дочек» и стратегии компании

Ведомости
ИИ на страже безопасности: смогут ли нейросети бороться с хакерами ИИ на страже безопасности: смогут ли нейросети бороться с хакерами

Кто победит в этой схватке алгоритмов — защитники или взломщики?

ТехИнсайдер
Техника перехода Техника перехода

Как устроены трансферы в российском фигурном катании

Ведомости
От Цезаря до эльфа Добби: что такое иллеизм и зачем говорить о себе в третьем лице От Цезаря до эльфа Добби: что такое иллеизм и зачем говорить о себе в третьем лице

Почему люди говорят о себе в третьем лице и как это помогает решать конфликты?

Forbes
Перезапуск креативной экономики: новый закон и планы до 2030 года Перезапуск креативной экономики: новый закон и планы до 2030 года

Где уже есть успехи в развитии креативных индустрий, кто входит в число лидеров

ФедералПресс
Экосистемы с обилием бабочек лучше адаптировались к внезапным засухам Экосистемы с обилием бабочек лучше адаптировались к внезапным засухам

Как бабочки делают экосистемы более устойчивыми к засухам

N+1
Трудный подросток, безумный проповедник и злодей из «Бэтмена»: 5 лучших фильмов с Полом Дано Трудный подросток, безумный проповедник и злодей из «Бэтмена»: 5 лучших фильмов с Полом Дано

Лучшие роли Пола Дано: от независимого кино до «Бэтмена»

Правила жизни
A Vida Portuguesa A Vida Portuguesa

«А вы уже были в A Vida Portuguesa?»

Seasons of life
Ксана Ковалева Ксана Ковалева

Ксана Ковалева — cверхновая супергероиня петербургского контемпорари-танца!

Собака.ru
Фильму «Бэтмен. Начало» — 20. Как Нолан перепридумал комикс, сделал экранную супергероику серьезной Фильму «Бэтмен. Начало» — 20. Как Нолан перепридумал комикс, сделал экранную супергероику серьезной

«Бэтмен. Начало»: масштаб фильма и его влияние на массовую культуру

Правила жизни
Пошла жара Пошла жара

Как наши предки переживали высокие температуры без кондиционеров

Лиза
«Мадагаскару» — 20! Как создавалась мультфраншиза, заработавшая миллиарды и разлетевшаяся на мемы «Мадагаскару» — 20! Как создавалась мультфраншиза, заработавшая миллиарды и разлетевшаяся на мемы

«Мадагаскар»: след в истории и головокружительный успех

Правила жизни
Мужчина мечты Мужчина мечты

Кем хотел быть актер Макар Хлебников и кем он стал?

VOICE
В отрасль такси вовлечено около миллиона человек В отрасль такси вовлечено около миллиона человек

Какие принципы позволяют считать отдельную цифровую платформу эффективной

Эксперт
Александр Шевелев: Главенствующий тренд – использование искусственного интеллекта Александр Шевелев: Главенствующий тренд – использование искусственного интеллекта

Об условиях восстановления спроса на металлопродукцию в России

Ведомости
Шанс на провал Шанс на провал

История легенды ленинградского нуар-рока — группы «Петля Нестерова»

СНОБ
Черное зеркало Черное зеркало

Aito Seres M5 – достойная замена Mercedes-Benz в России

Автопилот
Новая загадка старого шедевра Новая загадка старого шедевра

Даже через полтора века открываются всё новые тайны картины «Неравный брак»

Дилетант
Уголь в цене Уголь в цене

Что происходит с ценами на уголь и что на них влияет

Ведомости
Тайны фиванских гробниц Тайны фиванских гробниц

Что изображено на стенах египетских гробниц и как «читать» основные сюжеты

Вокруг света
Иногда они возвращаются: зачем сотрудники-бумеранги стремятся на прежнее место работы Иногда они возвращаются: зачем сотрудники-бумеранги стремятся на прежнее место работы

Стоит ли возвращать уволившихся сотрудников, и как это правильно сделать

Forbes
Открыть в приложении