Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техникаHi-Tech

Испанские авианосцы на мировом рынке

Юрий Каторин

Верфи фирмы «Navantia» в Ферроле

Опыт эксплуатации первого авианосца испанской постройки «Принц Астурийский» (введен в эксплуатацию в 1988 г.) помог определиться с основными требованиями к проектируемому второму универсальному авианесущему кораблю: наличие сплошной полетной палубы с трамплином 12°; возможность базирования самолетов с коротким взлетом и вертикальной посадкой (КВВП); возможность базирования вертолетов; ангар для авиационной техники под полетной палубой; возможность управления воздушными операциями; наличие доковой камеры; способность высадки десанта на необорудованное побережье; десантовместимость: 900 морских пехотинцев, восемь ДВК, 10–15 вертолетов; выполнение функций командного пункта соединений разнородных сил ВМС. Корабль, который получил в честь испанского монарха название «Хуан Карлос I», был заложен на верфи фирмы «Navantia» в Ферроле в мае 2005 года, 10 марта 2008 года его спустили на воду, а официально зачислили в состав ВМС Испании 30 сентября 2010 года под номером L61. В качестве пункта базирования была определена военно-морская база Рота (г. Кадис).

Испанский авианосец «Хуан Карлос I»

Водоизмещение – 27079 т, длина – 230,8 м, ширина – 32,0 м, осадка – 6,9 м, дизель-электрическая двигательная установка мощностью 30 тыс. л.с., скорость хода – 21 уз., дальность плавания – 9 тыс. миль (15 уз.), экипаж – 243 чел. + 172 чел. авиагруппа, на вооружении до 30 летательных аппаратов. Главная особенность «Хуан Карлос I» – его полетная палуба (203,2 × 32 м), приспособленная для полноценного обеспечения полетов самолетов «Harrier II» и F-35В. В авианосной конфигурации на корабле может базироваться авиагруппа в составе 30 вертолетов NH-90, или 19 штурмовиков AV-8 «Харриер», или 12 NH-90 и 11 AV-8 «Харриер». Вооружен корабль откровенно слабо: по данным из открытых источников, одна пусковая установка для ракет ESSM и четыре зенитные 20-мм пушки «Эрликон» CIWS.

УДК «Хуан Карлос I» имеет однокорпусную архитектуру с полетной палубой и доковой камерой для высадочных средств. Корабль изготовлен по модульному принципу из 122 сборочных секций испанского производства. Он имеет сквозную полетную палубу с взлетным трамплином с левой ее стороны и надстройкой-островом – с правой. Таким образом, «Хуан Карлос» был специально разработан для работы авиации короткого взлета и посадки. Он имеет 8 мест для размещения самолетов AV-8B «Харриер» (или F-35В) и 4 – для средних вертолетов CH-47 «Чинук», также на нем предусмотрено одно место для базирования V-22 «Osprey». Полетная палуба (202,3 × 32 м, площадь – 4 750 м²) в случае необходимости может быть использована для временного базирования авиатехники, тогда корабль может нести до 30 вертолетов типа NH90 или до 20 самолетов ВВП. Главная особенность «Хуан Карлос I» – его полетная палуба приспособлена как для полноценного обеспечения полетов самолетов «Harrier II» и F-35В, так и для использования вертолетов. В носовой части «Хуан Карлос I» смонтирован позаимствованный у «корабля контроля моря» трамплин для облегчения взлета самолетов.

Схема общего расположения «Хуан Карлос I»

Под верхней палубой расположены еще три – две грузовые и одна жилая. Двухуровневый многофункциональный ангар/гараж имеет площадь 6 тыс. м² и вмещает до 6 тыс. т груза и техники. Для повышения комфортности проживания экипажа корабля жилую палубу разместили не под полетной, как это принято на авианосцах, а под ангаром. На жилой палубе располагаются одно, двух-, четырех-, девяти- и 18-местные кубрики, кухня, столовые и больничный комплекс. Экипаж корабля состоит из 900 человек. Характеристики УДК позволяют задействовать также ангарные и гаражные помещения для размещения десантных подразделений. Десант – 925 чел., включая группу береговой разведки (23 бойца).

На нижней грузовой палубе можно перевозить до 46 основных боевых танков, на верхней размещаются грузовики и другие автомобили. В ангаре, смежном с верхней грузовой палубой, размещаются либо 12 средних транспортных вертолетов NH90, либо 8 тяжелых CH-47 «Chinook», либо до семи многофункциональных штурмовиков вертикального взлета и посадки AV-8B «Harrier II» или F-35B. Док с кормовыми воротами шириной 16,8 м вмещает 4 десантные баржи LCM-1E и 4 надувных десантных катера или 1 катер на воздушной подушке LCAC и плавающие бронетранспортеры. На самом нижнем уровне располагаются устройства и механизмы ГЭУ и кладовые.

«Хуан Карлос» и «Принц Астурийский» на маневрах

Для перемещения техники и грузов между палубами на УДК предусмотрены лифты, подъемники и краны. Доставка техники на полетную палубу выполняется при помощи двух лифтов-подъемников (грузоподъемностью по 27 т), один из которых расположен в центре кормовой части, а другой – справа, перед островной надстройкой. Перемещение грузов на грузовых палубах осуществляется двумя мостовыми кранами (грузоподъемностью по 16 т). Кроме того, имеется грузовая стрела либо кран-балка, лифты и подъемники для боезапаса и провизии, медицинский и пассажирский лифты, а также аппарели.

Энергетическая установка – электродизель-газотурбинная. Газовая турбина и два дизеля, по сути дела, являются электростанциями, питающими все системы корабля. В том числе они дают ток электродвигателям, размещенным в винторулевых гондолах в кормовой части днища. То есть двигательно-движительный комплекс напоминает тот, что имеется на «Мистрале». Максимальная дальность хода корабля – 9000 миль при скорости 15 узлов. На «Хуан Карлос I» есть операционные, зарезервированы места для транспортировки раненых, больных и эвакуируемых и т.д. То есть он может выполнять и гуманитарные миссии.

Высадка десантных барж из док-камеры «Хуана Карлоса I»

По планам ВМС Испании «Хуан Карлос I» стал альтернативной авиационной платформой авианосцу «Принц Астурийский» и заменил десантные корабли «Herman Cortes» и «Pizarro», ибо имеет намного лучшие амфибийные возможности. Единственный вопрос: до сих пор не сформулировано внятной концепции применения подобных кораблей. В крупных десантных операциях, подобных вторжению в Ирак, роль УДК с его 46 танками изчезаемо мала. Палубное авиакрыло «легкого авианосца-вертолетоносца», состоящее из 20–30 «вертикалок» и вертолетов, в десятки раз отстает по возможностям от авиакрыла классического атомного авианосца. При этом сам ударный авианосец не является определяющей силой в локальном конфликте: во время операции «Буря в пустыне», шесть АУГ выполнили суммарно всего 17% боевых вылетов, остальную работу сделала авиация наземного базирования – более тысячи ударных самолетов! С точки зрения морского боя перспективы десантного вертолетоносца-дока еще более сомнительны: тихоходный (скорость 18–20 уз.) корабль, лишенный серьезного оборонительного вооружения и бронирования предназначен только для доставки экспедиционных сил в требуемый район Мирового океана. В общем, вопросов больше, чем ответов. Тем не менее класс универсальных десантных кораблей продолжает развиваться во многих странах мира.

Авианосец «Хуан Карлос I» с авиационной группой на борту

«Juan Carlos I» по многим параметрам превосходит хваленый французский «Mistral». Именно с этим проектом испанцы победили в австралийском тендере на постройку двух УДК типа «Canberra». Министерство обороны Австралии после долгих переговоров с французской компанией «Armaris» (совместное предприятие DCNS и «Thales») отказалось от постройки УДК на основе «Mistral». В июне 2007 года оно объявило о том, что контракт получила австралийская компания «Tenix Defense» (c 2008 году BAE Systems Australia). К 2013 году она совместно с «Navantia» обязалась построить 2 универсальных десантных корабля «Canberra» и «Adelaide», используя проект «Juan Carlos I». При этом корпуса обоих кораблей строят в Испании, а достраивают в Австралии. Стоимость контракта – $3 млрд.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Будущее стратегической авиации: B-21 против ПАК ДА Будущее стратегической авиации: B-21 против ПАК ДА

В России и США разрабатываются новые модели стратегических бомбардировщиков

Популярная механика
Стандартная модель устояла под натиском измерений Стандартная модель устояла под натиском измерений

Итоги грандиозного международного эксперимента Muon g-2

Монокль
«Счастье есть — оно в детях» «Счастье есть — оно в детях»

Селивановы: когда Международный «детский» день можно отмечать круглый год!

OK!
Нонна Гришаева: «Я сильная женщина, и мне комфортно в этом состоянии» Нонна Гришаева: «Я сильная женщина, и мне комфортно в этом состоянии»

Нонна Гришаева — о нейросетях в кино и живом общении в театре

Лиза
Болотные семафоры Болотные семафоры

Дупеля летят к нам из жарких поясов экваториальной Африки...

Наука и жизнь
Эстетика минимализма Эстетика минимализма

Интерьер в минималистской эстетике, монохромный, но стилистически выразительный

Идеи Вашего Дома
Поговорим о космологии Поговорим о космологии

Пять работ, посвященных космологии, с комментариями специалиста

Знание – сила
Время биться Время биться

Как прошел один из съемочных дней фильма про «Руссо-Балт»

Автопилот
Буддийские и даосские храмы Китая оказались убежищами для вековых деревьев Буддийские и даосские храмы Китая оказались убежищами для вековых деревьев

На территории буддийских и даосских храмов Китая сохранились вековые деревья

N+1
Вижу сердцем Вижу сердцем

Кто такой тифлокомментатор и как освоить эту профессию

Лиза
Субпродукт из криптовалюты: как устроен фьючерс на ETF на биткоин Субпродукт из криптовалюты: как устроен фьючерс на ETF на биткоин

Зачем Мосбиржа запустила торги фьючерсом на IShares Bitcoin Trust ETF?

Forbes
Возвращение к истокам Возвращение к истокам

Бизнес-седан Audi A6: классика и одновременно статус

Автопилот
Что делать, если змея заползла на дачу: краткий совет и полный гайд для тех, кто любит животных Что делать, если змея заползла на дачу: краткий совет и полный гайд для тех, кто любит животных

Как убрать с дачного участка заползшую змею

ТехИнсайдер
Не только лабубу: уродливые игрушки, которые все любили Не только лабубу: уродливые игрушки, которые все любили

Самые уродливые игрушки, которые завоевали сердца детей и коллекционеров

Maxim
Неожиданное преимущество веганства для женщин Неожиданное преимущество веганства для женщин

Растительная диета полезна для поддержания здоровья в долгосрочной перспективе

ТехИнсайдер
Александр Шевелев: Главенствующий тренд – использование искусственного интеллекта Александр Шевелев: Главенствующий тренд – использование искусственного интеллекта

Об условиях восстановления спроса на металлопродукцию в России

Ведомости
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
«Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства «Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства

Николай Карамзин известен как «первый наш историк и последний летописец»

Знание – сила
Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов

Ученые создали 3D-модель мозга древних параллигаторов

Знание – сила
О сути технологического суверенитета: «Мы никогда полностью не откажемся от мировых связей» О сути технологического суверенитета: «Мы никогда полностью не откажемся от мировых связей»

Понятие технологического суверенитета — в каких сферах оно критически важно?

ФедералПресс
ВТБ поймал волну ВТБ поймал волну

Как проходит пилотный этап

Ведомости
Тишина в голове: может ли человек какое-то время вообще ни о чем не думать? Тишина в голове: может ли человек какое-то время вообще ни о чем не думать?

Можем ли мы добиться абсолютной ментальной тишины в голове?

ТехИнсайдер
Уголь в цене Уголь в цене

Что происходит с ценами на уголь и что на них влияет

Ведомости
50 лет исследований показали: эти 4 ошибки разрушают брак 50 лет исследований показали: эти 4 ошибки разрушают брак

Четыре стратегии общения, которые могут привести к расставаниям и разводам

Inc.
«Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом «Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом

«Ушастый Запорожец» — тесный, шумный, тихоходный или совсем иной?

ТехИнсайдер
Убери камеру! Убери камеру!

Как провести фото- и видеосъемку в общественном месте и избежать неприятностей

Лиза
Усадьбы Москвы Усадьбы Москвы

Русские имения хранят множество историй, повлиявших на судьбу страны

Вокруг света
Черное зеркало Черное зеркало

Aito Seres M5 – достойная замена Mercedes-Benz в России

Автопилот
Как правильно ехать по серпантину: ПДД для водителей Как правильно ехать по серпантину: ПДД для водителей

Как безопасно передвигаться по серпантину?

РБК
Открыть в приложении