Фильму «Бэтмен. Начало» — 20. Как Нолан перепридумал комикс, сделал экранную супергероику серьезной

15 июня первой части нолановской трилогии про бесстрашного рыцаря Готэма исполняется 20 лет. За это время фильм не просто стал культовым и обзавелся двумя продолжениями, но в корне изменил зрительское представление о том, какой может быть экранизация комикса. Кинокритик Елена Зархина рассказывает о создании фильма, его масштабе и влиянии на массовую культуру.
«Бэтмен. Начало» всего лишь четвертый проект в фильмографии Кристофера Нолана — теперь постановщика с приставкой «сэр» как обладателя рыцарского ордена Британской империи, которым его наградили в 2019 году, а тогда, в далеком 2003-м, всего лишь подающего большие надежды кинематографиста. За плечами Нолана был дебютный черно-белый триллер «Преследование» — эстетское кино, в котором через много лет поклонники режиссера рассмотрят отсылку к будущему супергерою DC: на одной из дверей будет красоваться наклейка с Бэтменом. А еще фильм-головоломка «Мементо» (с этим инди-проектом он получил сразу две оскаровские номинации: за лучший сценарий и монтаж) и детектив «Бессонница» — ремейк одноименного норвежского неонуара со Стелланом Скарсгардом.
К «Бэтмену» Нолан подступался аккуратно, но решительно: в 2003 году Warner Bros. захантили постановщика, доверив ему разработку будущей адаптации культового комикса. Компанию ему составил сценарист Дэвид С. Гойер. Вместе они сразу сошлись в главном — кардинально переосмыслить знакомую историю Брюса Уэйна (Кристиан Бэйл), рыцаря Готэма, которого порочный город не заслуживает. Нолан и Гойер увидели в комиксе большой драматический потенциал, сместив экшен на второй план и пропустив вперед историю личной драмы Уэйна — сироты и богатого наследника, однажды обернувшего свой страх перед летучими мышами в образ сопротивления любому злу. Концепция понравился студийным боссам, попросившим Нолана лишь об одном — не превращать картину в проект с рейтингом R (релизы, на которые лица младше 17 лет допускаются только в сопровождении взрослых). В остальном ему предоставили полную свободу, которой британец распорядился сполна.

Для начала Нолан расширил диапазон проходящих кастинг артистов: наравне с мощным и набравшим внушительную мышечную массу Кристианом Бэйлом на роль пробовался более субтильный Киллиан Мерфи. Последний в итоге сыграет роль злодея Пугало, покорив Нолана настолько, что их творческий союз продолжился в других проектах режиссера. С Бэйлом тоже сперва вышла накладка: к «Бэтмену» он присоединился после съемок в драме «Машинист», для которой довел свое тело до состояния критического истощения. Утверждая актера на роль, Нолан строго обязал его успеть к старту съемок восстановить нужную физическую форму, не особо на это рассчитывая. Но актер его удивил — к нужному моменту Бэйл так «раскачался», что поразил режиссера.
Помимо Пугала (в миру доктор-психиатр Джонатан Крейн), пертурбации коснулись и другого персонажа — прокурора Харви Дента. Нолан отказался от появления прокурора Готэма в первом фильме (но он станет важной составляющей второй части, где его сыграл Аарон Экхарт), потому что ему не хватало времени для достаточного раскрытия персонажа. Так в картине появилась оригинальная героиня — помощница прокурора Рэйчел Доуз. В «Бэтмен. Начало» ее сыграла Кэти Холмс, в «Темном рыцаре» — Мэгги Джилленхол. Доуз же стала главным любовным интересом Уэйна — его близкой подругой детства, с которой во взрослом возрасте он будет пытаться разрешить сложную моральную дилемму: может ли супергерой рассчитывать на тихую жизнь обычного