Дорогой длинною
Чуйский тракт, отпраздновавший недавно вековой юбилей, неспроста называют самой красивой дорогой России. Он проходит по таким живописным местам, что поездка превращается в наслаждение…
Трасса длиной почти в тысячу км проходит от Новосибирска на юг через весь Алтай вплоть до границы с Монголией. По пути беспрерывно меняется ландшафт: вот леса, вот скалистые горы, а вот степи. Большую часть пути дорога бежит вдоль реки Катунь, самой большой из множества здешних рек. Особенно хороша она осенью, когда цвет воды приобретает лазурный цвет. А назван Чуйский тракт по имени другой реки – Чуи, впадающей в Катунь. Название старое, как и сама дорога, которая появилась тут очень давно и даже считалась ответвлением Великого Шелкового Пути…
Вековой юбилей
Официально Чуйскому тракту более 100 лет. Статус дороги государственного значения он получил 26 мая 1922 года. Но на самом деле, здесь активно передвигались еще в XVIII веке. Алтайские паломники шли на поклон к святилищу. А к ним спонтанно присоединялись купцы – вместе безопаснее. Конечно, дорога была совсем не такой, как сейчас. Узкая, бугристая, порой почти непроходимая из-за камнепадов и оползней. В XIX веке к делу поддержания дороги в приемлемом состоянии активно подключились русские купцы. Они не раз обращались к правительству, а когда получали отказ, сами скидывались и укрепляли хотя бы отдельные участки. По-настоящему дело сдвинулось с мертвой точки в начале XX века. Изучить местность на Алтай послали инженера Вячеслава Шишкова – того самого, которого мы знаем как автора романа «Угрюм-река». Шишков сделал свое дело на совесть и оставил путевые очерки о Чуйском тракте.
Продолжению работ помешали революция и гражданская война. Однако, позже новая власть оценила важность старых планов, объявила дорогу государственной, и тогда уж закипела работа.
Древнейший путь Евразии сегодня хорошо известен во всем мире. Чуйский тракт стал желанным маршрутом для путешественников, любящих смотреть на мир из окна автомобиля.
Имеют вид
Увидеть природную красоту края можно прямо из машины, не съезжая с трассы. Достаточно просто, где надо, выйти и дойти ногами. Даже перевалы превращены в гостеприимные приюты. Семинский перевал – довольно пологий, а на вершине туристов встречает рынок и закусочные. И на Чике-Тамане, примерно таком же по высоте, можно отлично перекусить и закупиться сувенирами. А ведь он, в отличие от соседа, крут на подъем, да еще и нравом отличается: даже посреди лета может обрушить на путника снег и град! Зато с его смотровой площадки открываются потрясающие виды!
Нулевой километр
Строго говоря, исторический Чуйский тракт начинается не в Новосибирске, а в Бийске. Именно поэтому там находится Музей Чуйского тракта и установлен знак Нулевого километра.
Но люди бывалые говорят, что настоящие красоты открываются после Горно-Алтайска. За перевалами ждут и вовсе потрясающие пейзажи. Чего стоит только место слияния двух рек – Катуни и Чуи!
А дальше: горы с древними петроглифами, известняковая скала «Белый Бом» с пещерами, изумрудное Гейзерное озеро по прозвищу «Глаз земной». И уж совсем фантасмагорически выглядит заброшенная Акташская ГЭС на Чуе.
В блокнот туриста
Автомобилистам стоит иметь с собой запасную канистру бензина. На участках трассы расстояние между заправками может быть большим, в добрую сотню километров.
Чем дальше к югу, тем «слабее» инфраструктура вдоль дороги. Отелей с удобствами все меньше и меньше.
Еда в придорожных кафе очень простая, но дешевая и, главное, вкусная. Первое, второе, компот обойдутся в пару сотен рублей, а порции таких размеров, что можно брать одну на двоих!
Протяженность тракта – 963 км. Он проходит по трем российским регионам – Новосибирской области, Алтайскому краю и Республике Алтай.
Первым водителем, проехавшим Чуйский тракт, стал Николай Михайлов. Его исторический вояж за рулем легковушки состоялся в 1925 году.
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl