Марс в искусстве. Истории о Красной планете в музыке, литературе и театре
На протяжении столетий Марс интересовал и завораживал астрономов, музыкантов, режиссеров, писателей, философов, фантастов. О том, каких художников вдохновляла четвертая планета и кто признавался ей в любви, — в материале «Сноба»
Видимая невооруженным глазом планета Марс со времен открытия Галилео Галилеем привлекает внимание астрономов, философов, фантастов и просто мечтателей со всего мира. На рубеже XX–XI века к ним присоединились энтузиасты-миллиардеры и множество космических компаний. В силу относительно небольшого расстояния и удовлетворительных природных характеристик — наличие воды и элементарной атмосферы — Марс является первым кандидатом на освоение землянами.
Сегодня технологии позволяют нам рассуждать о том, что мечта человечества о колонизации космоса оказалась на расстоянии вытянутой руки. В 1271 году Марко Поло потратил на путешествие в Китай четыре года, сегодня до Марса можно добраться за восемь месяцев.
Рассуждения о жизни человечества вне Земли едва ли можно назвать сплошной романтизацией. Современная литература, кинематограф и другие виды искусства не просто рефлексируют идею планетарного эскапизма и больших достижений, но и затрагивают множество социокультурных, экономических и философских тем: построение нового общества, спасение земной цивилизации от перенаселения и экологических катастроф, восприятие «дома».
В премьерном спектакле «Мы уже здесь» Мастерской Брусникина и Пространства Внутри режиссер Саша Золотовицкий представляет жизнь на Марсе в жанре экзистенциальной комедии, помещая происходящее в обстановку обычного офиса. В шутках за кофе и разговорах возле кулера герои обсуждают то, что находятся настолько необратимо далеко, что уже и вспомнить невозможно. В широком прочтении эта история обращается не утопической фантазией об освоении Красной планеты, а вселенской тоской нескольких сотрудников офиса, оказавшихся в самой настоящей эмиграции. Кажется, их разговоры и переживания не устремляются к бесконечному, а фиксируются на воспоминаниях о родной планете и житейских проблемах, на их фоне даже величайшая экспедиция в истории человечества, кажется, не имеет никакого значения.
«Сноб» подготовил еще список песен, фильмов, книг и спектаклей о путешествии на Марс и колонизации планеты.
Музыка
Дэвид Боуи, Life on Mars
Было бы странно, если бы главную песню, отсылающую к Марсу, написал не Дэвид Боуи — легенда космического рока, автор саги об инопланетной звезде Зигги Стардасте. Тем не менее космического в ней не так много. В Life on Mars повествование крутится вокруг идеи вынужденного эскапизма маленькой девочки, которая пытается пережить ссору родителей. Не имея возможности повлиять на проблему, ребенок, как и принято, находит спасение перед экраном, в кинотеатре. Однако фильм кажется ей непомерно скучным, она не способна сконцентрироваться на проблемах главных героев, которые кажутся недостаточно серьезными на фоне разворачивающейся в семье подростка драмы. Все повествование для нее и слушателя сливается в однородную фантасмагорию, где есть место морякам, дерущимся в танцевальном зале, рассуждениям о том, как Микки Маус превратился из символа детства в «дойную корову», где рушится четвертая стена, и все равно существуют остросоциальные проблемы. В последней строчке припева возникает вопрос: «Есть ли жизнь на Марсе?» Возможно, это фраза, случайно сказанная персонажем фильма, но именно она олицетворяет главное желание девочки — сбежать от тягостных реалий Земли (читать «ее дома»). И именно в этой точке Боуи, кажется, дает импульс для размышлений: что же все-таки значит полет на Марс для человечества? Попытка воплотить светлую фантазию в жизнь или побег от депрессивной реальности?