Наказать жертву: как в Китае борются с харассментом
Движение #MeToo в 2017 году привело к громким отставкам и судебным процессам в США и с тех пор его практики используют и в других странах. На общем фоне особенно выделяется Китай с его корпоративной культурой и культом «сохранения лица». С одной стороны, продвинутая городская молодежь быстро подхватывает и распространяет все западные тренды, в том числе связанные с борьбой против дискриминации и насилия в отношении женщин, а с другой — все громкие секс-скандалы в Китае пока приводят к тому, что под ударом оказываются в первую очередь жертвы. Знаменитая теннисистка Пэн Шуай исчезла на две недели после того, как рассказала о насилии со стороны бывшего вице-премьера Госсовета КНР Чжана Гаоли, а пожаловавшуюся на домогательства начальника сотрудницу Alibaba уволили. Почему так происходит и чем может закончиться?
В апреле 2021 года сотрудница Alibaba по фамилии Чжоу обвинила своего начальника в сексуальном домогательстве. Обвиненного менеджера по фамилии Ван уволили, двое других ушли по собственному желанию из-за промедления в разрешении ситуации, а внутри компании началось расследование. Однако на прошлой неделе выяснилось, что 25 ноября уволили и саму Чжоу. История Чжоу — один из самых заметных случаев, когда жертва корпоративного харассмента в итоге сталкивается с давлением со стороны начальства, но он далеко не единственный.
2 ноября китайская теннисистка и двукратная победительница турниров Большого шлема Пэн Шуай написала в своем аккаунте в Weibo о сексуальном насилии со стороны бывшего вице-премьера Госсовета КНР Чжана Гаоли. Через 20 минут пост исчез, как и все реакции на него, после чего на две недели исчезла из поля зрения и сама Пэн Шуай. Позже в государственных СМИ Китая появились видео с ее участием, где она говорит, что у нее все в порядке и она отдыхает, однако выглядят они крайне неубедительно. Женская теннисная ассоциация (WTA) приостановила все турниры в Китае, а ее глава Стив Саймон выразил обеспокоенность ситуацией с Пэн Шуай и сказал, что «есть серьезные сомнения в том, что она свободна, в безопасности и не подвергается принуждению и запугиванию».
В обоих описанных случаях мировая общественность оказалась в курсе происходящего, так как речь идет о крупной международной компании и о мировой спортивной звезде. Это не уберегло заявивших о сексуальных преследованиях женщин от проблем, но, во всяком случае, о них стало известно. Во многих других подобных ситуациях новости не выходят за пределы Китая, а любые жалобы подвергаются жесткой цензуре. То, как развивается борьба китайских женщин за свои права на рабочем месте, связано и с особенностями бизнеса, и с культурными традициями в стране.
Ничего личного, только бизнес
Ситуация, когда женщины наравне с мужчинами работают в крупных частных компаниях, для Китая достаточно новая. До недавнего времени самой привлекательной сферой для образованной городской молодежи была работа в госструктурах — в зависимости от навыков и амбиций можно было всю жизнь оставаться на непыльной стабильной должности, а также гарантированно получать пенсию, на которую работники частных компаний в Китае рассчитывать не могут. Однако на фоне бурного экономического роста последних лет и развития технологического бизнеса внутри страны частные компании становились все более привлекательной сферой для карьеры. Развитие новых отраслей экономики также обеспечило больше рабочих мест и возможностей для женщин.
Сфера технологий в КНР на первый взгляд может показаться бастионом гендерного равноправия: в Alibaba немало руководительниц подразделений, а почти половина менеджеров Baidu — женщины. ByteDance и Didi Chuxing говорят о 40% сотрудниц в каждой из компаний. Для Китая, где Постоянный комитет Политбюро за всю историю существования состоял исключительно из мужчин, это впечатляющие показатели. Однако если изучить происходящее в этих компаниях более пристально, все выглядит не так радужно.
1 января 2021 года в силу вступил первый в истории КНР гражданский кодекс, в котором среди прочего есть статья 1010, направленная на борьбу с сексуальными домогательствами на рабочих местах. Согласно этой статье компании должны самостоятельно проработать систему предотвращения и реагирования на харассмент. На практике многие не спешат этого делать, а доходящие до суда иски против акторов насилия остаются неудовлетворенными.
Что касается равных прав на работе, рекрутинговые кампании в Китае в основном направлены на привлечение мужчин. До недавнего времени рекламные ролики и плакаты о поиске сотрудников выглядели достаточно однотипно — сотрудницы или модели, которые их изображают, сулят приятную для мужчин атмосферу, при этом женщины скорее играют роль красивой части интерьера, нежели воспринимаются как равноправные коллеги.