«Мысленный волк». Новый фильм Валерии Гай Германики как главная провокация «Кинотавра»
Главный российский фестиваль «Кинотавр» продолжается, есть на нем и громкие «кандидаты от народа» (например, остроумный фильм «Давай разведемся» Анны Пармас или откровенная «Верность» Нигины Сайфуллаевой), а есть и те картины, которым хочется желать лишь длинной жизни после Сочи. Почему «Мысленный волк» Валерии Гай Германики относится именно к этой категории, разбирается кинокритик, редактор «Искусства кино» Егор Беликов.
Германика
«Мысленного волка» на «Кинотавре» не поняли, и Валерия Гай Германика была явно к этому готова. Она пришла на пресс-конференцию и отвергла подряд все дурацкие вопросы, полные непонимания, о том, что же имел в виду автор, зло высмеяв каждого журналиста с микрофоном. И имела она на то полное право: режиссер, взбесив Россию (которая всегда рада взбеситься, потому что правда глаза колет) сериалом «Школа» и фильмом «Все умрут, а я останусь», никогда не боясь провокации (то, что Александр Невзоров называет искусством оскорблять), благодаря «Мысленному волку» одним рывком переросла статусы и вундеркинда, и «еnfant terrible». Отныне Валерия шире рамок узкого для нее российского кино, ей не нужны актуальность и остросоциальность, она перешла в категории безвременья, туда, где на неведомых дорожках следы невиданных зверей, которые придут и укусят за бочок. Этот фильм совершенно не похоже ни на один из тех, что Валерия снимала до сих пор.
Это единственный фильм за всю новейшую историю нашего кино, что заслуживает сравнения с Дэвидом Линчем и, может быть, даже Тарковским
Вообще судьба непонятого фильма ждала «Мысленного волка» еще даже до показа: один автор написал, побывав на съемках, что это хоррор, — и первые зрители заранее решили, что надо бояться. А не испугавшись, сделали столь же скоропалительный вывод, что все Германика сделала зря. Что ж, это самый загадочный и в то же время самый болезненно ясный фильм — наверное, единственный за всю новейшую историю нашего кино, что заслуживает сравнения с Дэвидом Линчем и, может быть, даже Тарковским. Сама Германика считает фильм не только дешифруемым, но и более чем понятным. Попробуем изложить с понятными упрощениями, о