«Мы много выдержали и готовы выдержать больше»: как живут женщины в Нагорном Карабахе
В декабре 2022 года люди, называвшие себя азербайджанскими экоактивистами, перекрыли Лачинский коридор — единственную дорогу, которая связывает Армению и Нагорный Карабах. Население непризнанной республики оказалось в блокаде. Сильнее всего от нее страдают женщины. Forbes Woman рассказывает, как они поддерживают друг друга и почему выступают против шагов, которые правительство Армении предпринимает для снятия блокады.
«Я вернулась в Арцах (так армяне называют Нагорный Карабах, — Forbes Woman) из Еревана в ноябре прошлого года. Хотела взять перерыв перед новой работой и немного побыть дома, с семьей. И так я попала в блокаду, — рассказывает 35-летняя жительница Степанакерта Зоя. — Но я рада, что все так сложись. Я не представляю, что было бы, если бы я оказалась по ту сторону».
Нагорный Карабах (Арцах) — регион Закавказья, который много десятилетий является спорной территорией между Арменией и Азербайджаном. 12 декабря 2022 года люди, которые называли себя азербайджанскими экоактивистами, перекрыли Лачинский коридор — единственную дорогу, которая связывает Нагорный Карабах с Арменией. 15 декабря премьер министр Армении Никол Пашинян заявил, что в регионе начинается гуманитарный кризис. Он также утверждал, что Азербайджан перекрыл подачу природного газа в Нагорный Карабах. «Фактически 120 000 человек оказались в заложниках, закрыты отапливаемые природным газом школы и детские сады, около 22 000 детей не могут посещать учебные заведения», — сказал Пашинян. Азербайджан отрицал обвинения в намеренной блокаде региона. Президент страны Ильхам Алиев заявлял, что это стихийная акция гражданских активистов и экологов против «незаконной деятельности армянской стороны».
22 мая премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о готовности признать Нагорный Карабах частью Азербайджана — при условии обеспечения безопасности армянского населения. Президент Азербайджана Ильхам Алиев назвал мирное урегулирование конфликта «неизбежным». Эти заявления вызвали неоднозначную реакцию: например, миллиардер Рубен Варданян (в сентябре 2022 года он заявил об отказе от российского гражданства и был назначен главой правительства Нагорного Карабаха, позже освобожден от этой должности) заявил Радио Азатутюн (заблокировано в России), что принимать решение должен «весь армянский народ».
На данный момент блокада продолжается более пяти месяцев, в регион могут въезжать только сотрудники «Красного креста».
Дети и очереди
О том, что Нагорный Карабах находится на грани гуманитарной катастрофы, не раз заявляли армянские политики. В январе 2023 года Европарламент принял резолюцию о гуманитарных последствиях в Нагорном Карабахе (Арцахе). Однако помимо общечеловеческих проблем, блокада имеет особые последствия для жизни и здоровья женщин.
Сотрудники шведского фонда Kvinna till Kvinna, который поддерживает женщин в зонах военных конфликтов, провели исследование о положении женщин Нагорного Карабаха. Они опросили местных жительниц и пообщались с правозащитницами. Согласно их выводам, кризис в Нагорном Карабахе привел к разделению семей и повлиял на безопасность менее защищенных групп населения. То есть в ситуации блокады особенно пострадали женщины, дети, люди с инвалидностью и хроническими заболеваниями, в том числе матери-одиночки, пожилые женщины и женщины, живущие в отдаленных районах. Им сложнее получать продукты и обращаться за помощью.
Проблема питания — одна из основных для всех жителей в заблокированном регионе. Однако есть категория, у которой особые потребности, — это беременные женщины. Талоны на питание не учитывают те продукты, которые им необходимы. А еще в на заблокированной территории недостаточно детского питания и качественных смесей для младенцев — это тоже напрямую затрагивает женщин.
Исследователи также отмечают, что в очередях за продуктами чаще всего стоят женщины. Из-за этого они не могут соблюдать свой привычный распорядок дня: им приходится уходить с работы или искать того, кто посидит с ребенком. Жительница Степанакерта, 28 летняя Гаяне, говорит, что сейчас люди не могу просто зайти в магазин и купить необходимое — им приходится обходить несколько мест, чтобы найти то, что нужно. Особенно трудно в регионе с овощами и фруктами — их доставляют очень редко. «Когда в середине апреля привезли бананы и яблоки, то по всему городу стояли огромные очереди, — вспоминает Гаяне. — Казалось бы, что в этом такого — просто банан. Но когда ты месяцами не можешь позволить себе поесть фрукты, то понимаешь, насколько это важно». По словам Гаяне, в очередях в основном стоят женщины или пожилые люди: «Иногда стоят беременные или женщины с маленькими детьми, которых не с кем оставить. Один раз я видела, что вызывали скорую — женщине стало плохо в очереди».