Добро с прибылью: чем импакт-стартапы отличаются от НКО и обычного бизнеса
Если аббревиатуру «НКО» может расшифровать почти каждый, то понятие «импакт-стартапы» известно только в узких кругах людей, которые занимаются социальным предпринимательством и темой устойчивого развития. Соучредитель, председатель совета фонда «Навстречу переменам» Татьяна Бурмистрова рассказывает, что такое социальные, или импакт-стартапы, какие у них есть перспективы и проблемы и как их можно решить.
Фонд «Навстречу переменам» с 2012 года помогает выстраивать бизнес-модель импакт-проектов, направленных на улучшение жизни детей и молодежи по всей России. Он ежегодно поддерживает лучшие проекты и дает инвестиции в виде грантов социальным предпринимателям на ранней стадии развития. В этом году фонд в 11-й раз запускает конкурс «Навстречу импакт-стартапам»: лидеры, у которых есть идея инновационного решения или запущенное не более трех лет назад социальное предприятие, получают возможность полгода работать вместе с менторами и экспертами. Новый конкурс пройдет с 1 по 30 июня 2023 года.
Различия между НКО и импакт-стартапами
Деятельность некоммерческих (в основном благотворительных) организаций направлена на помощь тем, кто прямо сейчас в ней нуждается. В некоторых случаях она нацелена на масштабные социальные изменения, если речь идет, например, про Greenpeace (признана нежелательной на территории РФ) или Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В конце прошлого года в России работало около 210 тысяч НКО, среди них 46 000 организаций социальной сферы.
НКО не могут получать прибыль, источники их финансирования — пожертвования граждан и компаний, гранты или собственные накопления основателей. Поэтому их устойчивость, особенно в кризисные времена, подвергается серьезным испытаниям. Например, за три квартала 2022 года российский некоммерческий сектор получил от бизнеса более 14 млрд рублей, а количество благотворителей осталось прежним по сравнению с предыдущими периодами — 75% жителей крупных городов хотя бы раз участвовали в благотворительной деятельности.
Однако сама модель некоммерческих организаций для решения масштабных задач в быстро меняющемся мире в силу их негибкости постепенно теряет актуальность.
Импакт-стартапами (от англ. impact — влиять на что-либо) называют проекты, которые решают важные социальные и (или) экологические проблемы. Основное отличие импакт-стартапов (или социальных стартапов) от НКО состоит в том, что в большинстве случаев это бизнес, ориентированный на получение прибыли. Строго говоря, может быть два типа импакт-стартапов: первые ориентированы прежде всего на измеримые социальные изменения, однако устойчивость и масштабирование для них также важны, а вторые скорее можно назвать «бизнесом со смыслом». Для них коммерческие цели совмещены с социальной миссией.
В отличие от НКО рынок импакт-стартапов (или стартапов в социальной сфере) в России находится на зачаточном уровне. Его развитию отчасти способствовало законодательное закрепление понятия «социальное предпринимательство» в 2019 году. Этот закон предполагает, что предпринимательская деятельность также может быть направлена на достижение общественно полезных целей. Но люди, да и сами бизнесмены и инвесторы все еще путают импакт-стартапы, социальные предприятия и некоммерческие организации.