Гран-прийные «скримеры» Honda

МотоАвто

Таинственный пассажир

Текст Романа Абалакина

Дебютировавшая в Монце 1964 года шестицилиндровая Honda RC165 (ещё под индексом 3RC164) оказалась столь громкой и трескучей, что шинники из Dunlop наотрез отказывались проверять состояние задних покрышек при заведённом двигателе.

В сентябре 1964 года хондовский инженер Мичихико Айка и гонщик Джим Редман в токийском аэропорту Ханеда зашли на борт самолёта, направлявшегося в Монцу через Гонконг, Калькутту, Карачи и Рим. Три кресла перед ними занимал новый гоночный мотоцикл, который прикрыли пледом от любопытных глаз. Решение опробовать спортпрототип на завершающем сезон Гран-при Италии приняли буквально в последнюю минуту – слишком поздно, чтобы отправлять его грузовым бортом.

Этим мотоциклом была Honda RC165 с четырёхтактной рядной «шестёркой» объёмом 249,43 см³, созданная специально ради победы над двухцилиндровым двухтактником Yamaha RD56, чьё преимущество над актуальной тогда четырёхцилиндровой RC164 было подавляющим.

На протяжении второй половины шестидесятых годов именно RC165 и её наследница RC166 станут самыми известными орудиями «Хонды» в войне против набиравшей обороты двухтактной орды, возглавляемой «Ямахой» и «Сузуки». К тому же 250‑кубовые «шестёрки» вместе с чуть менее известными 124‑кубовой «пятёркой» RC148 и 49,6‑кубовой «двойкой» RC115 были ещё и важнейшими символами промышленного потенциала Японии и яркими примерами имевшихся у островитян технологий микроминиатюризации. Диаметр цилиндра и ход поршня «четвертушки» – 39×34,8 мм, а у «осьмушки» и «полтинника» – и вовсе 33×29,2 мм. Поршеньки размером с чашку для эспрессо!

Идея при создании этих пронзительно визжащих моторов была простой: раз уж двухтактники успевают дважды воспламенить смесь, пока «четырёхтактники» сделают один рабочий цикл, нужно сделать так, чтобы последние крутились вдвое быстрее. Поэтому скорость вращения коленвала у «двухсотпятидесятки» достигала 18 000 об/ мин, а у младших прототипов – фантастических 21 000 об/ мин! Можете сравнить с 11 000 об/ мин у Yamaha RD56.

Что примечательно, все эти силовые агрегаты, как и дебютный мотор Honda RA270 для «Формулы-1», сконструировал один человек – неординарный Соичиро Иримадзири, которому в 1964 году исполнилось всего 24.

Вообще Иримадзири мечтал конструировать реактивные самолёты, но после Второй мировой войны об авиации, тем более военной, в Японии пришлось забыть. Так что он устроился в «Хонду».

Однако сожалеть ему едва ли пришлось. Ведь уже тогда компания, по сути, олицетворяла новую роль Японии в мире. Начав свой бизнес в 1948 году с приобретения партии генераторов от списанных армейских радиостанций и скрещивания их с велосипедами, к 1968 году Соичиро Хонда превратил гаражную компанию в промышленного гиганта №1, производящего 1,25 миллиона мотоциклов ежегодно!

Невероятный рост «Хонды» пришёлся на период японского экономического чуда, которое, как ни цинично это звучит, заметно подстегнули боевые действия в Корее и Вьетнаме, потому как воевавшим там вооружённым силам США нужна была материальная и ремонтная база поблизости от театра военных действий. Только за первые 18 месяцев корейского конфликта в островную экономику были вкачаны миллиарды долларов, что повлекло за собой 80‑процентный скачок котировок на фондовой бирже и заключение бесчисленного числа лицензионных соглашений. И Иримадзири оказался одним из многих японских инженеров, которые сумели с выгодой распорядиться новыми отношениями с США.

«Когда нам нужны были какие‑нибудь материалы, мы ехали прямиком в General Electric или Pratt and Whitney в США, – вспоминал 80‑летний Иримадзири в одном из интервью. – Те интересовались, в чём, собственно, проблема, мы объясняли, и они выкладывали из закромов новейшие сплавы, используемые для изготовления крыльчаток турбин. В то время американские компании были щедры к нам, показывали абсолютно всё, чтобы упростить нам поиск решений. Мы увозили образцы домой, несли их в Daido Steel или Nippon Special Steel, после чего те, проведя анализ, изготавливали для нас аналогичные сплавы».

Врождённая гениальность Соичиро Иримадзири, помноженная на импортные ноу-хау, фактически перевернула мир четырёх тактов. Удельная мощность его моторов достигала 280 сил с литра рабочего объёма, что сопоставимо с отдачей современных двигателей MotoGP! Конечно, нынешние инженеры действуют в жёстких рамках техрегламента (например, максимально возможный диаметр цилиндра), тогда как в эпоху Иримадзири полёт их фантазии ничем не ограничивался. Но показательно, что многие конструкторские бюро буквально под микроскопом разбирали конструктив хондовских разработок. Со слов бывшего главы BMW Motorsport Марио Тиссена, их изучение было обязательным в лучших инженерных вузах того времени.

Впрочем, вернёмся к гонкам.

После прибытия Айки и Редмана на последний этап сезона 1964 года в Италию их «ручная кладь», разумеется, не осталась незамеченной. Более того, она навела немало шороху в паддоках Монцы. «У меня сердце провалилось, когда я увидел, с какой феноменальной скоростью просвистела Honda мимо питлейна», – рассказывал ямаховский прорайдер Фил Рид, в тот год соперничавший с Редманом в 250‑кубовом классе. К тому же Honda оказалась столь громкой и трескучей, что шинники из Dunlop наотрез отказывались проверять состояние задних покрышек при заведённом двигателе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Доминаторы Доминаторы

Выбираем лучшего между Bajaj Dominar 400, BMW G310R и Voge 300AC

Мото
«Налицо острейший кризис доверия»: в газете «Ведомости» начался конфликт из-за статьи о «Роснефти» «Налицо острейший кризис доверия»: в газете «Ведомости» начался конфликт из-за статьи о «Роснефти»

Руководство «Ведомостей» предложило своего кандидата на пост главного редактора

Forbes
Повеяло Повеяло

Техника по-пионерски плюс комфорт по-буржуински

Автопилот
Люсинда Райли: Семь сестер. Сестра ветра Люсинда Райли: Семь сестер. Сестра ветра

«Сноб» публикует первую главу продолжения романа «Семь сестер»

СНОБ
Предисловие Предисловие

Мир не таков, каким его видно: мозг каждого из нас «видит» и «слышит» по-своему

Вокруг света
Сытная гамма Сытная гамма

О паре продуктов, которые не только насытят, но и распахнут горизонты творчества

Огонёк
Христианство и патриотизм. Продолжение полемики Артема Нарышкина и Александра Дворкина Христианство и патриотизм. Продолжение полемики Артема Нарышкина и Александра Дворкина

Артем Нарышкин отвечает на упреки Александра Дворкина

СНОБ
Управление эмоциями: как взять злость и страх под контроль Управление эмоциями: как взять злость и страх под контроль

Когда мы боимся, нам нужно защищаться — и агрессия бьет ключом

Psychologies
Что значит поза, в которой спит твоя кошка (7 поз) Что значит поза, в которой спит твоя кошка (7 поз)

Еще один шаг к пониманию этих загадочных пушистых богов

Maxim
Так, как хотела Так, как хотела

Лена Темникова — о принятии себя, ночных кошмарах и экспириенсе #безретуши

Glamour
Взлетаем под парусом Взлетаем под парусом

Добиться под парусом сумасшедших скоростей? Это легко

Популярная механика
Джордан Роуз Фрай: «Какой смысл в жизни без авантюр?!» Джордан Роуз Фрай: «Какой смысл в жизни без авантюр?!»

Американка Джордан Роуз Фрай о том, как ей дались съемки откровенных сцен

Grazia
Магия татуированных тел Магия татуированных тел

Выставка, легализующая искусство накалывания изображений на человеческие тела

Эксперт
«Учеба «в бою» гораздо эффективнее любой теории» «Учеба «в бою» гораздо эффективнее любой теории»

Технологические стартапы — это интеллектуальная собственность нового типа

Forbes
Панацея, дочь Асклепия: можно ли создать лекарство от всех болезней Панацея, дочь Асклепия: можно ли создать лекарство от всех болезней

Призрачная надежда получить создать универсальную таблетку

Популярная механика
Вода цветов Вода цветов

Гидролаты, или цветочные воды переживают новую волну популярности

Здоровье
Нейтронные звезды могут иметь странные «сердца» Нейтронные звезды могут иметь странные «сердца»

Результат эксперимента может объяснить, что происходит внутри нейтронных звезд

Популярная механика
«Зарплаты будут уже не те». Автосалоны и заводы закрываются «Зарплаты будут уже не те». Автосалоны и заводы закрываются

Дилерские центры и заводы всех марок в России с 30 марта закроют на карантин

РБК
Время первых Время первых

Андрей Шаронов поделился личными принципами тайм-менеджмента

Собака.ru
Как присяжные возвращают суду интригу Как присяжные возвращают суду интригу

Реформа суда присяжных вскрыла все недостатки суда

Эксперт

Первая глава романа "Рыбы": в ней читатель знакомится с главной героиней

Esquire
«Бизнес не готов говорить по-настоящему важные вещи»: предприниматели — о встрече с Путиным «Бизнес не готов говорить по-настоящему важные вещи»: предприниматели — о встрече с Путиным

Впечатления от встречи с президентом России по вопросу поддержки бизнеса

Forbes
Зеленая книга Зеленая книга

Выясняем, как бренды и мы с вами стали более осознанными

Grazia
Симпозиум Симпозиум

Эти эссе могут изменить ваше восприятие мира с помощью чувств

Playboy
Один дома Один дома

В каком возрасте можно оставлять ребенка одного или отпускать в школу?

Лиза
«Общественное мнение, или Власть цифр» «Общественное мнение, или Власть цифр»

Отрывок из книги Григория Юдина «Общественное мнение, или Власть цифр»

N+1
Боязнь воды и продажа БАДов: 9 удивительных фактов о Дженнифер Энистон Боязнь воды и продажа БАДов: 9 удивительных фактов о Дженнифер Энистон

Есть факты о Дженнифер Энистон, о которых ты точно не знаешь

Cosmopolitan
Как ухаживать за ломкими ногтями? Как ухаживать за ломкими ногтями?

Как укрепить свои натуральные ногти?

Худеем правильно
Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф

Очерк третий. Эйнштейн в Америке

Наука и жизнь
Несносные боссы Несносные боссы

Пять типов руководителей, с которыми лучше вообще не оказываться в одном офисе

Cosmopolitan
Открыть в приложении