Взлетаем под парусом
Добиться под парусом сумасшедших скоростей? Это легко. Надо лишь взлететь над водой, не расставаясь с водной средой до конца. Рекорд – 95 км/ч.
Напоминающее по очертаниям старинный дуэльный пистолет, что врезался узким дулом в невысокие предгорья Альп, озеро Гарда – настоящая курортная жемчужина Северной Италии. Пусть у страны 7600 км морской береговой линии, популярные пляжи юга и больших островов, озеро, расположенное между Миланом и Венецией привлекает к себе множество любителей спокойных глубоких вод, живописных гор и уникального здешнего микроклимата.
Что такое «третий способ»
Тут растут оливки, что для этой широты совсем нетипично. Еще на озере бурно цветут водные виды спорта: на Гарде редко бывают шторма, зато из-за особенностей рельефа над водой дуют термальные ветры, отлично наполняющие паруса. В этом парусном раю обосновалась организация под названием Foiling Week («Неделя парусников на подводных крыльях»). Ее девиз – The third sailing method («Третий способ хождения под парусом»). Уточним, кстати, о каких способах идет речь. Первый метод – водоизмещающий. Судно держится на воде исключительно благодаря архимедовой силе. Минус – тихоходность из-за большой силы трения корпуса о воду. Второй способ – глиссирование. За счет особой формы корпуса судно держится на плаву уже не столько за счет архимедовой силы, сколько за счет скоростного напора воды. Глиссер скользит по поверхности, подобно брошенному плоскому камешку. Глиссирование позволяет значительно снизить сопротивление воды (часть корпуса вообще с ней не соприкасается), что дает возможность развивать большие скорости. И наконец, тот самый третий способ – движение на подводных крыльях. В этом случае роль архимедовой силы сводится практически к нулю: судно летит над водой благодаря подъемной силе погруженного в воду крыла, а трение о воду минимально.
Мозговой трест
Самое раннее упоминание о реальных судах на подводных крыльях относится к 1907 году. Тогда Энрико Форланини – итальянский пионер авиации – задумал сделать тренажер, который использовал бы при движении подъемную силу крыла, но не поднимался бы в воздух. Крылатая моторная лодка показалась Форланини оптимальным решением.