Выставка, легализующая искусство накалывания изображений на человеческие тела

ЭкспертКультура

Магия татуированных тел

«Тату» в Пушкинском музее — выставка, легализующая искусство накалывания изображений на человеческие тела

Вячеслав Суриков

Среди художников, выполнивших проекты татуировок, — Филип Лю, Хенк Шиффмахер, Джек Руди, Гай Атчисон, Алекс Бинни, Доктор Лакра, Тин-Тин и другие мастера. Фото: Василий Кузьмиченок/ТАСС

Татуировки в выставочном зале всего лишь объекты искусства, и в этом пространстве они оцениваются в первую очередь с точки зрения мастерства исполнения изображения и глубины творческого замысла. Разница в том, что поверхность, с которой в этом случае работает художник, — человеческая кожа и в отличие от привычных портретов и пейзажей она не уходит на второй план. Важно не только то, насколько совершенной оказалась нанесенная на кожу татуировка, но и то, кому кожа принадлежит. Мы имеем дело с необычным объектом искусства: в момент своего возникновения он словно консервируется и, даже если подпадает под воздействие времени, это можно исправить. Человек с татуировкой — натура, уходящая каждое мгновение. Переступив порог мастерской художника, он навсегда связывает свою судьбу с его рисунком. Ему суждено с ним прожить свою жизнь — и с ним умереть. Художественное высказывание художника рано или поздно становится его собственным высказыванием, которое можно интерпретировать как форму визуализации человеческой судьбы.

В книге Левит, третьей книге Ветхого Завета, можно обнаружить прямой запрет на «надрезы на коже» и «накалывания на себе письмен». Этот запрет, один из множества узнанных Моисеем в откровении на горе Синай, признали обоснованным христиане и мусульмане, в отличие, например, от запрета есть кровь, доставляющего столько хлопот ортодоксальным иудеям. Религиозный запрет в книге Левит не поясняется, и толкователи дополняли тезис, транслированный Моисеем, аргументом, что «человеческое тело и без того прекрасно», чтобы его еще украшать. В результате человечество разделилось на тех, кто не носит татуировки, и тех, кто может себя покрывать ими без всяких ограничений. И если внимательно всмотреться в рисунки, которые продолжали наносить на себя представители народностей, когда-то называвшихся туземными, становится очевидно: все-таки это не попытка украсить сомнительным способом собственное тело — речь явно идет о чем-то другом.

Знаки

Среди рвущихся в светлое будущее народов СССР татуировка стала знаком принадлежности прежде всего к криминальному миру. Набор изображений, которые наносили на тело имеющие необходимые навыки кольщики, — это сложная система знаков, заключающих в себе самую разнообразную информацию: она становилась паспортом человека, выбравшего себе воровскую судьбу, и в дальнейшем выписывалась на его теле. Осведомленные люди могли ее прочитать и понять, с кем имеют дело: удобно и практично. То, что мы можем видеть на его теле, — еще один вариант визуализации собственной судьбы, только в данном случае в качестве ее вершителя выступает не художник, а сам человек. Творец и объект искусства меняются местами. Произведение подчиняет себе художника. Тот всего лишь прорисовывает то, что уже было создано до него.

Фотографии с телами полинезийцев и эскимосов напоминают нам, что подлинное искусство — это сумма поступков человека, из которых в конце концов и складывается его жизнь. Когда человек просыпается и видит собственное отражение, он не начинает жизнь с нуля, а вспоминает, кто он есть, и продолжает вести уже начатую линию своей судьбы. Эта идея прорывается и в сознание жителей Старого и Нового Света, для которых запрет из книги Левит кажется слишком архаичным, а может быть, они даже не знают о его существовании и делают татуировку на память о важном для них событии, высекая на собственной коже имя возлюбленной/возлюбленного. В данном случае работает тот же механизм, что и в родоплеменных сообществах: человек, ради того чтобы помнить о чем-либо, жертвует телом и лишает себя возможности легко избавиться от такой надписи. Эти татуировки свидетельствуют о том, что пласт сознания, который полинезийцы и эскимосы сохранили в неприкосновенности, может проявиться в любом человеке.

Магия

Практика нанесения на собственное тело татуировок показывает нам, что сознание современного человек состоит из множества слоев: он немного христианин, немного язычник, немного атеист. И каждая из этих его сторон может актуализироваться в любой момент под действием внешних обстоятельств. Сознание человека подвижно, и мы видим это на примере отечественной истории, в ходе которой христиане становились бескомпромиссными атеистами, а спустя семьдесят лет с их потомками происходила прямо противоположная метаморфоза. Татуировка — это практика, которая позволяет человеку зафиксироваться в одном положении. Постоянно взаимодействуя с рисунками на теле, он не только сигнализирует сообществу о том, кем является, но и сам вынужден размышлять на эту тему. В таком контексте татуировка становится для него формой ответа на сущностный вопрос, который Лев Толстой многократно задавал самому себе: «Кто я? Что я?»

Иногда человек (и мы это видим на изображениях, представленных на выставке «Тату») соглашается с тезисом, что тело — это храм, и развешивает на нем иконы, олицетворяющие силы, к которым он обращается в поисках защиты. «Наколка времен культа личности, синеющая на левой груди» — ее наличие именно в этом месте лирический герой песни Владимира Высоцкого «Банька по-белому» объясняет тем, что «ближе к сердцу кололи мы профили, чтоб он слышал, как рвутся сердца» — может иметь и практический смысл. Изображение Сталина при его жизни легко наполнялось магическим смыслом, и владелец татуировки мог, пусть и не совсем обоснованно, предполагать, что уж в это изображение соотечественники стрелять поостерегутся. Но таким образом он еще и демонстрировал безграничную преданность властителю, наделенному неизмеримым могуществом, и, вполне возможно, ожидал, что часть этого могущества распространится и на него. Все-таки татуировка не протрет на стене, который можно снять, а потом повесить новый.

Анджелина Джоли — самая татуированная звезда Голливуда. Фото: Ik Aldama/DPA/TASS

Искусство

В Европе мастера тату стали осознавать себя художниками еще в конце девятнадцатого века. Тот путь, который они прошли за сто с лишним лет, прежде чем их творения оказались на стенах Пушкинского музея, был долгим и извилистым. Какими бы совершенными ни были их творения, сколь бы сильное впечатление ни производили, они оставались в категории андеграунда. И только сейчас, когда привычные форматы изобразительного искусства исчерпали себя, татуировки получили новую трактовку. Ситуация перевернулась: что ранее представлялось архаичным — стало современным, что еще совсем недавно было современным — оказалось архаичным. Накожные изображения обнаружили в себе то, в чем так нуждается современное искусство: ежеминутный перформанс, пульсирующий ритм жизни; и, главное, они воплощают в себе идеальный формат взаимодействия человека с произведением искусства: он становится его частью и проживает его в буквальном смысле.

Тату-салоны если пока не превратились в подобие художественных мастерских, то уже максимально близки к этому. Одновременно в людях под воздействием медиа просыпаются самые разнообразные инстинкты, и нанесение на собственное тело татуировок — один из них. В современную реальность вплывает время, в котором человек именно так свидетельствовал о себе самом. Он жаждет обрести таким образом уникальность и выделиться среди прочих. Концепции современного искусства на наших глазах соединяются с татуировками, и рождается новый продукт — с отличной маркетинговой легендой, для которой не смогут стать преградой никакие предубеждения и религиозные запреты. Они уже и не являются таковыми. Это еще одно свидетельство парадоксального развития человеческой цивилизации: чем дальше продвигается технический прогресс, тем более архаичным становится сознание тех, кто пользуется его достижениями. И это то, что невозможно остановить.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От чего умер Ленин? От чего умер Ленин?

На момент смерти Ленину было всего 53 года. На здоровье он никогда не жаловался

Дилетант
10 лучших розыгрышей XX века 10 лучших розыгрышей XX века

Розыгрыши, которые вошли в историю

Maxim
«Угрозы появления всеобъемлющей экосистемы я не вижу, это скорее страшилки» «Угрозы появления всеобъемлющей экосистемы я не вижу, это скорее страшилки»

Герман Греф о строительстве экосистемы, покупках IT-компаний и утечках

Forbes
Игра на публику: лучшие друзья на экране, которые ненавидят друг друга в жизни Игра на публику: лучшие друзья на экране, которые ненавидят друг друга в жизни

Актеры, которые ненавидят друг друга, но кажутся близкими друзьями на экранах

Cosmopolitan
Вагон наличных Вагон наличных

Физик из России заработал $90 млн на азиатских заемщиках

Forbes
Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф

Очерк третий. Эйнштейн в Америке

Наука и жизнь
Глубоко, уважаемый! Глубоко, уважаемый!

Как русские захватили фридайвинг

Men’s Health
Илья Варламов: Для чего развивать общественный транспорт Илья Варламов: Для чего развивать общественный транспорт

Одна из глав книга урбанистов Ильи Варламова и Максима Каца «100 советов мэру»

СНОБ
Пенсионеры-герои Пенсионеры-герои

Десять человек, для которых старость стала самым захватывающим периодом жизни!

Maxim
Black Cupro: «Успех мужчины зависит от того, какая женщина рядом» Black Cupro: «Успех мужчины зависит от того, какая женщина рядом»

Black Cupro – о цене успеха, дружбе в шоу-бизнесе и любимых

Лиза
«Мы уже шагнули в новую цифровую реальность» «Мы уже шагнули в новую цифровую реальность»

Интервью с председателем правления банка «Новый век» Вадимом Мартыновым

Forbes
10 самых ироничных событий в истории 10 самых ироничных событий в истории

Некоторые люди входят в историю, а некоторые вляпываются в истории

Maxim
Основатель Casablanca Шараф Тажер — о корнях бренда, теннисе и элегантности Основатель Casablanca Шараф Тажер — о корнях бренда, теннисе и элегантности

Шараф Тажер — о клиентах, Аристотеле Онассисе, A$AP Rocky и отелях с историей

GQ
Пираты Каспийского моря: непридуманная история российских пиратов Пираты Каспийского моря: непридуманная история российских пиратов

Пираты — это не нечто южное, одноногое и с попугаем на плече

Maxim
Yoga Workout System: Welcome to the New Era Yoga Workout System: Welcome to the New Era

Последнее изобретение создателя метода YOGA 23 Андрея Сидерского

Yoga Journal
В гармонии с собой — в сотворчестве со Вселенной В гармонии с собой — в сотворчестве со Вселенной

Волшебные практики, которые помогают сохранять радость и равновесие

Yoga Journal
Разбор полетов. Хозяин толстого кота Виктора о проблемах транспортировки домашних питомцев Разбор полетов. Хозяин толстого кота Виктора о проблемах транспортировки домашних питомцев

Как Михаил Галин решился на «подмену» кота

СНОБ
Великолепный десяток Великолепный десяток

Какие сверхспособности скрываются за хрупкой скорлупой яйца?

Добрые советы
Как ваша работа влияет на здоровье: 5 факторов Как ваша работа влияет на здоровье: 5 факторов

Значительную часть дня мы проводим на работе — за компьютером

Популярная механика
Кто всех переживет в кризис: правда ли женщины психически устойчивее мужчин Кто всех переживет в кризис: правда ли женщины психически устойчивее мужчин

Есть расхожее мнение, что женская психика устойчивее мужской

Forbes
Как правильно хотеть, чтобы добиться всего Как правильно хотеть, чтобы добиться всего

Без правильной цели невозможно ничего добиться и, главное, — стать счастливым

Forbes
Учителя йоги: система ценностей Учителя йоги: система ценностей

Опытные мастера рассказывают о своих правилах жизни

Yoga Journal
Дмитрий Гаричев: Египет. Из цикла «Сказки для мертвых детей» Дмитрий Гаричев: Египет. Из цикла «Сказки для мертвых детей»

Пронзительно-реалистичный текст Дмитрия Гаричева

СНОБ
15 правил воспитания, которые важно соблюдать родителям 15 правил воспитания, которые важно соблюдать родителям

Некоторые ошибки могут нанести сильный вред детской душе и безопасности

Psychologies
Как на войне Как на войне

С 26 марта Индия ввела тотальный карантин на 21 день

Огонёк
Время данных: как информация становится краеугольным камнем бизнеса, общества и государства Время данных: как информация становится краеугольным камнем бизнеса, общества и государства

Зачем современному человеку нужно цифровое «Я»?

Forbes
«Удивительные истории»: как Стивен Спилберг неожиданно воскресил свой провальный сериал 1980-х «Удивительные истории»: как Стивен Спилберг неожиданно воскресил свой провальный сериал 1980-х

Зачем воскрешать неудачный проект и что из этого может получиться?

Esquire
Как виноматериалы спрячут в российском вине Как виноматериалы спрячут в российском вине

Называть вином напитки, сделанные с использованием виноматериалов, запретили

Forbes
Шеф Олли Дабу — о критике, любимых заведениях и Hide Евгения Чичваркина Шеф Олли Дабу — о критике, любимых заведениях и Hide Евгения Чичваркина

Олли Дабу о том, чем полезны уроки кулинарии в школах и о главной ошибке поваров

РБК
«У меня были шрамы на пальцах»: как звезды сражались с булимией и победили «У меня были шрамы на пальцах»: как звезды сражались с булимией и победили

Многим знаменитостям приходилось переживать не лучшие времена

Cosmopolitan
Открыть в приложении