Выставка, легализующая искусство накалывания изображений на человеческие тела

ЭкспертКультура

Магия татуированных тел

«Тату» в Пушкинском музее — выставка, легализующая искусство накалывания изображений на человеческие тела

Вячеслав Суриков

Среди художников, выполнивших проекты татуировок, — Филип Лю, Хенк Шиффмахер, Джек Руди, Гай Атчисон, Алекс Бинни, Доктор Лакра, Тин-Тин и другие мастера. Фото: Василий Кузьмиченок/ТАСС

Татуировки в выставочном зале всего лишь объекты искусства, и в этом пространстве они оцениваются в первую очередь с точки зрения мастерства исполнения изображения и глубины творческого замысла. Разница в том, что поверхность, с которой в этом случае работает художник, — человеческая кожа и в отличие от привычных портретов и пейзажей она не уходит на второй план. Важно не только то, насколько совершенной оказалась нанесенная на кожу татуировка, но и то, кому кожа принадлежит. Мы имеем дело с необычным объектом искусства: в момент своего возникновения он словно консервируется и, даже если подпадает под воздействие времени, это можно исправить. Человек с татуировкой — натура, уходящая каждое мгновение. Переступив порог мастерской художника, он навсегда связывает свою судьбу с его рисунком. Ему суждено с ним прожить свою жизнь — и с ним умереть. Художественное высказывание художника рано или поздно становится его собственным высказыванием, которое можно интерпретировать как форму визуализации человеческой судьбы.

В книге Левит, третьей книге Ветхого Завета, можно обнаружить прямой запрет на «надрезы на коже» и «накалывания на себе письмен». Этот запрет, один из множества узнанных Моисеем в откровении на горе Синай, признали обоснованным христиане и мусульмане, в отличие, например, от запрета есть кровь, доставляющего столько хлопот ортодоксальным иудеям. Религиозный запрет в книге Левит не поясняется, и толкователи дополняли тезис, транслированный Моисеем, аргументом, что «человеческое тело и без того прекрасно», чтобы его еще украшать. В результате человечество разделилось на тех, кто не носит татуировки, и тех, кто может себя покрывать ими без всяких ограничений. И если внимательно всмотреться в рисунки, которые продолжали наносить на себя представители народностей, когда-то называвшихся туземными, становится очевидно: все-таки это не попытка украсить сомнительным способом собственное тело — речь явно идет о чем-то другом.

Знаки

Среди рвущихся в светлое будущее народов СССР татуировка стала знаком принадлежности прежде всего к криминальному миру. Набор изображений, которые наносили на тело имеющие необходимые навыки кольщики, — это сложная система знаков, заключающих в себе самую разнообразную информацию: она становилась паспортом человека, выбравшего себе воровскую судьбу, и в дальнейшем выписывалась на его теле. Осведомленные люди могли ее прочитать и понять, с кем имеют дело: удобно и практично. То, что мы можем видеть на его теле, — еще один вариант визуализации собственной судьбы, только в данном случае в качестве ее вершителя выступает не художник, а сам человек. Творец и объект искусства меняются местами. Произведение подчиняет себе художника. Тот всего лишь прорисовывает то, что уже было создано до него.

Фотографии с телами полинезийцев и эскимосов напоминают нам, что подлинное искусство — это сумма поступков человека, из которых в конце концов и складывается его жизнь. Когда человек просыпается и видит собственное отражение, он не начинает жизнь с нуля, а вспоминает, кто он есть, и продолжает вести уже начатую линию своей судьбы. Эта идея прорывается и в сознание жителей Старого и Нового Света, для которых запрет из книги Левит кажется слишком архаичным, а может быть, они даже не знают о его существовании и делают татуировку на память о важном для них событии, высекая на собственной коже имя возлюбленной/возлюбленного. В данном случае работает тот же механизм, что и в родоплеменных сообществах: человек, ради того чтобы помнить о чем-либо, жертвует телом и лишает себя возможности легко избавиться от такой надписи. Эти татуировки свидетельствуют о том, что пласт сознания, который полинезийцы и эскимосы сохранили в неприкосновенности, может проявиться в любом человеке.

Магия

Практика нанесения на собственное тело татуировок показывает нам, что сознание современного человек состоит из множества слоев: он немного христианин, немного язычник, немного атеист. И каждая из этих его сторон может актуализироваться в любой момент под действием внешних обстоятельств. Сознание человека подвижно, и мы видим это на примере отечественной истории, в ходе которой христиане становились бескомпромиссными атеистами, а спустя семьдесят лет с их потомками происходила прямо противоположная метаморфоза. Татуировка — это практика, которая позволяет человеку зафиксироваться в одном положении. Постоянно взаимодействуя с рисунками на теле, он не только сигнализирует сообществу о том, кем является, но и сам вынужден размышлять на эту тему. В таком контексте татуировка становится для него формой ответа на сущностный вопрос, который Лев Толстой многократно задавал самому себе: «Кто я? Что я?»

Иногда человек (и мы это видим на изображениях, представленных на выставке «Тату») соглашается с тезисом, что тело — это храм, и развешивает на нем иконы, олицетворяющие силы, к которым он обращается в поисках защиты. «Наколка времен культа личности, синеющая на левой груди» — ее наличие именно в этом месте лирический герой песни Владимира Высоцкого «Банька по-белому» объясняет тем, что «ближе к сердцу кололи мы профили, чтоб он слышал, как рвутся сердца» — может иметь и практический смысл. Изображение Сталина при его жизни легко наполнялось магическим смыслом, и владелец татуировки мог, пусть и не совсем обоснованно, предполагать, что уж в это изображение соотечественники стрелять поостерегутся. Но таким образом он еще и демонстрировал безграничную преданность властителю, наделенному неизмеримым могуществом, и, вполне возможно, ожидал, что часть этого могущества распространится и на него. Все-таки татуировка не протрет на стене, который можно снять, а потом повесить новый.

Анджелина Джоли — самая татуированная звезда Голливуда. Фото: Ik Aldama/DPA/TASS

Искусство

В Европе мастера тату стали осознавать себя художниками еще в конце девятнадцатого века. Тот путь, который они прошли за сто с лишним лет, прежде чем их творения оказались на стенах Пушкинского музея, был долгим и извилистым. Какими бы совершенными ни были их творения, сколь бы сильное впечатление ни производили, они оставались в категории андеграунда. И только сейчас, когда привычные форматы изобразительного искусства исчерпали себя, татуировки получили новую трактовку. Ситуация перевернулась: что ранее представлялось архаичным — стало современным, что еще совсем недавно было современным — оказалось архаичным. Накожные изображения обнаружили в себе то, в чем так нуждается современное искусство: ежеминутный перформанс, пульсирующий ритм жизни; и, главное, они воплощают в себе идеальный формат взаимодействия человека с произведением искусства: он становится его частью и проживает его в буквальном смысле.

Тату-салоны если пока не превратились в подобие художественных мастерских, то уже максимально близки к этому. Одновременно в людях под воздействием медиа просыпаются самые разнообразные инстинкты, и нанесение на собственное тело татуировок — один из них. В современную реальность вплывает время, в котором человек именно так свидетельствовал о себе самом. Он жаждет обрести таким образом уникальность и выделиться среди прочих. Концепции современного искусства на наших глазах соединяются с татуировками, и рождается новый продукт — с отличной маркетинговой легендой, для которой не смогут стать преградой никакие предубеждения и религиозные запреты. Они уже и не являются таковыми. Это еще одно свидетельство парадоксального развития человеческой цивилизации: чем дальше продвигается технический прогресс, тем более архаичным становится сознание тех, кто пользуется его достижениями. И это то, что невозможно остановить.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

История болезни: двойная мораль История болезни: двойная мораль

Коммунистические вожди не доверяли своё здоровье отечественным медикам

Дилетант
Филлеры могут привести к пневмонии и бронхиту? Врач о рисках «уколов красоты» Филлеры могут привести к пневмонии и бронхиту? Врач о рисках «уколов красоты»

Если ты думаешь, что знаешь о филлерах все, то ты ошибаешься

Cosmopolitan
Берут – беги Берут – беги

Теневая экономика России настолько велика, что называть ее теневой даже неловко

Esquire
«Это точно не смерть, а перерождение»: блиц-интервью о будущем «Рокетбанка» с гендиректором Анастасией Усковой «Это точно не смерть, а перерождение»: блиц-интервью о будущем «Рокетбанка» с гендиректором Анастасией Усковой

О жестокости Qiwi к клиентам, переговорах и будущем команды «Рокетбанка»

VC.RU
Вагон наличных Вагон наличных

Физик из России заработал $90 млн на азиатских заемщиках

Forbes
Каким мы запомним Эдуарда Лимонова — литератора, который прожил все свои сюжеты Каким мы запомним Эдуарда Лимонова — литератора, который прожил все свои сюжеты

В жизни этого человека реальность невозможно было отделить от вымысла

Esquire
Фортуна любит везучих Фортуна любит везучих

Как гарантированно привлечь удачу без глупых суеверий и магии

Maxim
15 историй 15 историй

Ирина Дубцова рассказывает истории создания ее 15 любимых треков

OK!
Безупречный мерзавец Безупречный мерзавец

Гётевский Мефистофель изящен, остроумен, парадоксален

Дилетант
Я перед вами чиста Я перед вами чиста

Героини «Татлера» все чаще выходят в свет без макияжа

Tatler
Бабушка-мыловар: серийная убийца, которая делала из жертв кексы и мыло Бабушка-мыловар: серийная убийца, которая делала из жертв кексы и мыло

Она верила, что жертвы защитят ее детей от проклятия

Cosmopolitan
Ветроспектива Ветроспектива

Факты, мифы и легенды о самых необычных ветрах нашей планеты

Maxim
Где искали любовь в Советском Союзе: секреты наших мам и бабушек Где искали любовь в Советском Союзе: секреты наших мам и бабушек

7 самых необычных мест, где советские граждане встречали свою любовь

Cosmopolitan
Тигр русской дипломатии Тигр русской дипломатии

Творчество Дмитрия Левицкого имеет огромное значение для искусства XVIII века

Дилетант
Длинный, где проезд Неглинный? Длинный, где проезд Неглинный?

Вместе с историком Константином Полещуком отправляемся на прогулку по Москве

Seasons of life
Ошибки резидентов: почему Spar лихорадит в России Ошибки резидентов: почему Spar лихорадит в России

Spar так и не научился работать на российском рынке стабильно

Forbes
Рэп против правил Рэп против правил

В Московском театре мюзикла премьера — спектакль «ПраймТайм»

Огонёк
Мерцающие поля Брюса Манро Мерцающие поля Брюса Манро

Брюс Манро придумал акриловые шарики, а ландшафтные дизайнеры всего мира оценили

Популярная механика
Сокращения, банкротства, увольнения. Авторынок ждут страшные месяцы Сокращения, банкротства, увольнения. Авторынок ждут страшные месяцы

Российские автодилеры прогнозируют резкий рост цен на машины и падение спроса

РБК
Екатерина Гришина: Как в век мобильной связи соблюсти баланс работы и личной жизни. Советы для начальника и подчиненного Екатерина Гришина: Как в век мобильной связи соблюсти баланс работы и личной жизни. Советы для начальника и подчиненного

Проблема звонков и сообщений по производственным вопросам в нерабочее время

СНОБ
Катастрофа Superjet: испытатель за год предупреждал об аварии Катастрофа Superjet: испытатель за год предупреждал об аварии

«РР» нашел эксклюзивные документы

Русский репортер
Лишняя запятая, и другие нелепые причины, по которым компании теряли миллионы долларов Лишняя запятая, и другие нелепые причины, по которым компании теряли миллионы долларов

Считаем чужие финансовые неудачи и смеемся над ними, хоть это и нетактично

Maxim
Как три американки создали первый в мире спортивный бюстгальтер Как три американки создали первый в мире спортивный бюстгальтер

Лизу Линдал нельзя было назвать настоящей спортсменкой

Forbes
Старые счеты: за что родной брат и компания Фридмана требуют с Батуриной 13 млрд рублей после смерти Лужкова Старые счеты: за что родной брат и компания Фридмана требуют с Батуриной 13 млрд рублей после смерти Лужкова

На чем основывается кофликт в семье Батуриных

Forbes
Переспать и выжить: сколько на самом деле нужно спать Переспать и выжить: сколько на самом деле нужно спать

Сколько все-таки нужно спать, и работает ли тут правило “чем больше, тем лучше”

Популярная механика
Большой стресс: как превратить его в источник энергии? Большой стресс: как превратить его в источник энергии?

Рассказываем о скрытом потенциале стресса

Psychologies
Cнимите их немедленно! Cнимите их немедленно!

Краткий гид о том, как легко, быстро, а главное, выгодно снять апартаменты

Лиза
Земля в иллюминаторе Земля в иллюминаторе

Российский космонавт-испытатель Олег Артемьев, штатный блогер Роскосмоса

Популярная механика
Марблинг, геокэшинг и еще 5 новых занятий для счастья Марблинг, геокэшинг и еще 5 новых занятий для счастья

Новые модные хобби, которые помогут снять стресс и пережить неожиданные эмоции

РБК
Правила жизни Киры Найтли Правила жизни Киры Найтли

Актриса, Лондон. 35 лет

Esquire
Открыть в приложении