Христианство и патриотизм. Продолжение полемики Артема Нарышкина и Александра Дворкина
Статья Артема Нарышкина «Фундаменталисты против либералов: противостояние внутри РПЦ», в которой автор писал о мировоззренческом расколе РПЦ, встретила жесткий ответ со стороны профессора Православного Свято-Тихоновского университета Александра Дворкина, упрекнувшего Нарышкина как в незнании внутрицерковной ситуации, так и в поверхностном представлении о христианском учении. «Сноб» посчитал необходимым дать Артему Нарышкину возможность ответить на эти упреки.
Александр Дворкин раскритиковал мою статью о противостоянии либералов и фундаменталистов в РПЦ. Он считает, что раз в Церкви верующие участвуют в таинствах и верят в Троицу, то различия во мнениях не играют большой роли. Однако сам ответ Дворкина хорошо иллюстрирует накал непримиримости в РПЦ. Дворкин не знает о моем отношении к Символу веры и таинствам, и только из-за моей оценки ситуации в РПЦ отказывает мне в праве называться христианином. Как я уже писал, недостаточно причащаться из одной чаши, чтобы говорить о подлинном единстве в Церкви.
Увы, профессор ПСТУ вместо обсуждения тезисов предпочел создать удобный ему образ оппонента, свел мое мнение к невежеству и личным мотивам. Он убеждает, что в церкви есть терпимость к инакомыслию, но его собственный погромный стиль говорит об обратном. Дворкин пытается читать мысли и намерения оппонента, играет на эмоциях. Он пишет:
«Главное различие между двумя категориями — это то, что первые автору нравятся, а вторые нет. Поэтому он приписывает “либералам” те взгляды, которые кажутся ему симпатичными и правильными, а “фундаменталистам” — все противоположное». Это довольно упрощенный прием для профессора-миссионера. Очень жаль, что Александр Дворкин дал в светском издании пример нелучших образцов внутрицерковной полемики.
Дворкин не согласен с тем, что священники и верующие в РПЦ имеют критически разные представления о добре и зле. Однако именно из-за своих взглядов ушли за штат иереи Андрей Федосов (Киберпоп), Федор Людоговский, был запрещен в служении протоиерей Вячеслав Рубской. Их истории в Церкви у всех на слуху. Неужели Дворкин всерьез думает, что те 200 подписавшихся священников едины в нравственных оценках с епископатом и Православием.ру?
Профессор Дворкин обещает поведать об элементарном знании предмета, но при этом допускает целый ряд натяжек и ложных обобщений. Я не буду останавливаться на его оценках тех или иных людей в Церкви. Каждый может найти в интернете выступления Кураева, Смирнова или Легойды и оценить их взгляды, манеру общения и т. п. Я хочу возразить Дворкину по некоторым принципиальным вопросам, связанным с богословием и церковной историей.
Дворкин спорит с моим утверждением, что в ранней церкви христиане не стремились быть патриотами. Это важный вопрос: фундаменталисты часто говорят, что нужно быть послушными власти, поскольку с самого своего зарождения Церковь к этому призывает. Православные консерваторы возводят верность государству до уровня заповеди. Можем ли мы найти оправдание такому патриотизму в раннехристианской традиции?
Дворкин ссылается на апостола Павла и апологетов II–III веков, однако начнем с того, что сам Иисус не подавал патриотического примера. По словам протоиерея Андрея Кордочкина, «служение Христа — вызов классическим патриотам», он исцеляет римского сотника — врага своего народа, и приводит его веру в пример соотечественникам: «истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры», и продолжает: «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:11-12).
Теперь о высказываниях апостола Павла: призывах молиться за императора и быть послушными власти. Дворкин спрашивает, как же быть со словами Павла, что начальник не напрасно носит меч, ведь он нужен, чтобы защищать граждан и наказывать преступников. Это глава 13 Послания к Римлянам, там же говорится: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». Все библеисты знают, что понять эти фразы можно только в историческом контексте: нужно учитывать условия, в которых жили адресаты Павла.
Библеисты Маркус Борг и Джон Доминик Кроссан пишут, что это письмо Павла «было написано Римлянам в середине 50-х годов во время беспокойного периода после смерти Клавдия и господства молодого Нерона. Павел призывал избегать мученичества по пустяшным или неадекватным причинам вроде сбора налогов. Это его настолько пугает, что в “риторической панике” он делает некоторые непродуманные заявления, чтобы предотвратить эту возможность».