Поза извозчика
В сезоне-2020 практически одновременно в производство было запущено два нетипичных мотоцикла. Американская компания HarleyDavidson начала собирать туристический эндуро с двухцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения объёмом 1250 см3, а европейская BMW сделала, как в отместку, круизер в американском стиле со штанговым нижневальным мотором объёмом 110 кубических дюймов.
Каждый раз, когда садишься на турер или круизер с подножками, установленными в позиции Mid Control, ноги хочется поставить перед этими подножками, ведь подсознательно ты понимаешь, что должны быть они как раз там, впереди. И если при компоновке мотора V2 и поперечном расположении коленвала не существует ограничений, где размещать опоры для ног, лапку КПП и педаль тормоза, то оппозитная схема мотора с продольным расположением коленвала такие ограничения, к сожалению, вносит. То место, куда хотелось бы поставить свои мотоботы, уже занято цилиндрами двигателя. Шестицилиндрового в исполнении от Honda либо двухцилиндрового в исполнении от BMW.
Почему я начал не с истории модели, внешнего вида, а с позиции ног? Да потому, что это «главный вопрос жизни, вселенной и всего такого», на фоне важности которого всё остальное из области «сколько жрёт и сколько прёт» меркнет и становится несущественным. Так насколько удобна эта поза за рулём, можно ли в ней проехать больше ста километров и насколько нелепым выглядит человек, занявший её?
Позвольте мне найти объяснение в смежной с мотоциклизмом понятийной сфере, знакомой практически всем нам не понаслышке. В автомобилизме. Есть машины категории GT, созданные для скоростного туризма. Они быстрые, мощные, хорошо рулятся, обладают продуманной аэродинамикой и способны доставить удовольствие от прохождения связок поворотов. Поза за рулём у них расслабленная, ближе к лежачей, с ногами, вытянутыми вперёд. Примерно как на классических круизерах. А есть развозные фургоны cab forward с сиденьем водителя, установленным непосредственно над передним колесом. Они созданы для доставки… пианино. Они не быстрые, не особо мощные, рулятся как грузовик, обладают аэродинамикой кирпича и способны доставить удовольствие только от выполненной работы. Но если сравнить дневной пробег и степень усталости водителей после него, то выйдет примерно одинаково.
Неудобная на первый взгляд «поза извозчика», когда сидишь, как на стуле, с прямой спиной и ногами вниз, а не вперёд, на практике оказывается очень удобной и не вызывающей усталости. И пусть мотора и аэродинамики не хватает, чтобы всю дорогу ехать «за 200», но свои 1500‑1800 километров в день ты тоже одолеешь и не будешь после этого выжатым как лимон. Да, дольше, но круизеры никогда и не выбирали для скоростного туризма. Для этого есть гипербайки и спорт-туреры, у некоторых из них даже шильдики с буквами GT заранее приклеены к пластику, чтобы не ошибиться.
За рулём BMW R18 ноги хочется поставить чуть дальше вперёд, но, как я уже сказал, место там занято огромными цилиндрами двигателя, покрытыми зеркально-блестящими клапанными крышками. При попытках как‑то примериться ногами по сторонам от цилиндров ты становишься похожим на балерину Волочкову, исполняющую традиционный шпагат. Такая поза требует растяжки и в дальней дороге будет не очень удобной. Можно положить ноги сверху на цилиндры, благо на ходу они не обжигающе горячие, но и это с точки зрения эргономики решение так себе. Вся нагрузка будет приходиться на копчик, который скоро начнёт напоминать о себе болезненными ощущениями.
Но есть одно элегантное решение этой эргономической проблемы. Нужно просто поставить ноги туда, где конструкторы BMW установили платформы водительских подножек. Да, поначалу непривычно, и даже после 15 минут езды вроде бы кажется неудобным, но с каждым пройденным километром всё чётче понимаешь, что эта странная поза не вызывает дискомфорта и затекания ног, согнутых в колене больше, чем на прямой угол, и ягодиц, давящих на сиденье непривычными зонами.
После девяти часов в седле мотоцикла (с 11 утра до 8 вечера) не было ни болей, ни страданий. Я специально попросил фотографа сделать снимки строго в профиль, чтобы было видно, как смотрится человек за рулём R18. Непривычно, спорить не буду, но ехать реально удобно. Под конец дня некоторая «намятость булок» ощущалась, но возможность проехать километрполтора стоя на подножках этот вопрос снимала полностью. Подножки, расположенные в позиции Mid Control, позволяют и привставать на неровностях, и без проблем ехать, по‑внедорожному, в стойке, держа мотоцикл ногами и не вися на руле. Полезнейшая опция, кстати!
Пожалуй, обширное вступление про эргономику в тональности C-dur мы на этой высокой ноте завершим и перейдём к рассказу про историю, технику и дизайн.