«Монополизировать рынок еды невозможно». Почему слияние Яндекс.Еды и Delivery Club — хороший знак для малого бизнеса
Летом 2022 года стало известно о слиянии двух крупнейших агрегаторов доставки еды в России — Яндекс.Еды и Delivery Club. До финализации сделки еще несколько месяцев, но эта новость уже сильно изменила рынок. Удастся ли Яндексу вслед за такси монополизировать сферу еды? Почему господству одной компании не суждено длиться долго? И как небольшим проектам «запрыгнуть» в окно возможностей и создать конкурента гиганту? Мы поговорили об этом с Иваном Труфановым, основателем сервиса доставки Broniboy.
Сыграть в монополию
Пока два гиганта сражались между собой, им приходилось завлекать клиентов и партнеров разными «плюшками». Например, так мы получили немыслимую раньше доставку в 15-30 минут — каждый пытался показать, что он быстрее. В ту же категорию идут бесконечные акции и промо. Деливери долгое время имел крайне щедрую велкам-систему, где новые клиенты получали большие скидки на первый заказ и пять бесплатных доставок. Рестораны также старались привлекать выгодными условиями и эксклюзивными контрактами. К такому раскладу за годы конкуренции привыкли все.
Теперь Яндекс поглотил своего основного конкурента, а значит может расслабиться и «закрутить гайки». И это приводит рынок к новым реалиям:
Повышение комиссии
Ничего не мешает Яндексу поднять ресторанам среднюю комиссию до условных 30-35% (сейчас в среднем она составляет 20-25%).
Заведения, которые не наладили свою собственную доставку, целиком положившись на агрегаторы, другой альтернативы не имеют. И не все станут ее искать, потому что это просто невыгодно. Проще заплатить больше агрегатору, чем вкладываться в свою доставку при количестве заказов, например, до 10 на точку в сутки. Сетям вроде «Шоколадницы» или бургерных ресторанов, у которых доля доставки 5-10%, тоже вряд ли захочется организовывать свою логистику и нанимать курьеров. Остается либо внешняя логистика, либо агрегатор.
Ситуация, в которой на рынке только один агрегатор, для ресторанов крайне неудобна. При таком раскладе они неизбежно оказываются в проигрыше, потому что попадают в слабую позицию, где им могут диктовать условия без какой-либо альтернативы. Плюс пропадают дополнительные бонусы, которые несет за собой конкуренция между агрегаторами — хорошая техническая поддержка, желание разбираться с проблемами ресторанов, прислушиваться к пожеланиям, выдавать какие-то рекламные материалы и т. д.
Рост трат на рекламу
База заведений внутри двух приложений будет общей, а это значит, что конкурентов условно становится в два раза больше при той же аудитории. Каждый ресторан теперь будет сражаться за внимание клиента и внутри Яндекса, и внутри Delivery. Маленькие рестораны от этого пострадают сильнее всего. К тому же, всем придется больше тратиться на рекламу внутри сервисов. Число заказов особо не вырастет, но база расширится — значит, за то, чтобы тебя заметили, в этой массе придется платить.
Крупные сети будут продолжать получать заказы за счет своего бренда, а вот маленьким заведениям понадобится рекламный бюджет внутри агрегатора. Суммы здесь могут быть незначительные — 20-50 тыс. руб. в месяц на ресторан, но, тем не менее, эти деньги придется платить даже за небольшое количество заказов.