ОПЕК+: от эйфории к зрелости
Несмотря на «холостой выстрел» в ноябре, расширенный картель ОПЕК+ остается важным игроком глобального нефтяного рынка. Россия и страны Залива по-прежнему заинтересованы в координации своей нефтяной политики
Тридцать шестая встреча профильных министров стран нефтяного клуба ОПЕК+ 30 ноября была проигнорирована рынком. Несмотря на объявленные сокращения добычи в размере 2,2 млн баррелей в день (мбд), нефтяные котировки, приподнявшись на сутки, затем дрейфовали вниз, обосновавшись к концу прошлой недели в районе пятимесячного минимума: 8 декабря Brent стоил чуть дороже 75 долларов за баррель.
Оппортунизм цен, в принципе, объясним. Во-первых, квоты добычи на 2024 год были зафиксированы на предыдущей встрече министров нефтяного клуба в июне текущего года и претерпели сейчас лишь выборочные технические уточнения для Нигерии, Анголы и Конго. Таким образом, речь шла не об урезании квот, а о новых добровольных ограничениях ряда стран — участниц альянса.
Но и эти урезания были презентованы публике — и это во-вторых — немного лукавым образом. В итоговую цифру были включены старые обязательства Саудовской Аравии в размере 1 мбд, принятые ею в июне на период до конца 2023 года. Теперь королевство решило их продлить на первый квартал будущего года.
График 1. В начале декабря 2023 года цены на нефть достигли 5-месячного минимума
Самоограничения России скалькулированы в размере 0,5 мбд, но не от текущего уровня, а от уровня маяиюня 2023 года, который в рамках предыдущих добровольных обязательств уже был сокращен на 300 тыс. баррелей в день (тбд). Таким образом, мы согласились лишь дополнительно ужаться на 200 тбд и продлили свое обязательство на первый квартал будущего года. Да еще и с изящными оговорками: наши обязательства распространяются не на добычу, а на экспорт, причем мы согласились дополнительно ограничить экспортные поставки не нефти, а нефтепродуктов. После восстановления в полном объеме демпфера поставки последних на внутренний рынок вновь обрели маржинальность, так что творческие находки российских представителей в клубе ОПЕК+ являют собой пример удачной экономической дипломатии.
Итак, если очистить итоговую цифру коммюнике ОПЕК от всех лукавств, то она съежится до 696 тбд новых добровольных ограничений добычи нефти, которые наложила на себя все та же шестерка инициативников, которая присоединилась к КСА и России 2 апреля текущего года: это четверка стран — членов ОПЕК (Ирак, ОАЭ, Кувейт, Алжир) и два нефтедобытчика из не-ОПЕК (Казахстан и Оман).
Даже если эти самоограничения будут реализованы полностью, их недостаточно, чтобы снять с рынка навес избыточного предложения, формирующийся сочетанием более слабой в сравнении с прогнозами динамикой спроса во втором крупнейшем потребителе нефти в мире — Китае, с одной стороны, и интенсивным ростом добычи и экспорта стран, не входящих в картель, прежде всего США, Ирака, Ирана и Бразилии, — с другой. Американцы упрочивают свое лидерство в мировой нефтедобыче: в ноябре они довели ее уровень до рекордных 13,24 мбд, а экспортные поставки США приближаются к 6 мбд.
Забудьте о консенсусе
Дело усугубляется явным раздраем внутри расширенного картеля. Взвалив на себя львиную долю бремени ограничений добычи в октябре 2022-го, а также в апреле и июне 2023 года, лидеры ОПЕК+, Саудовская Аравия и Россия, рассчитывали, что в этот раз инициатива будет поддержана другими входящими в клуб нефтедобытчиками. Но не тут-то было. ОАЭ не только не снижают, но наращивает добычу, и на предыдущей министерской встрече ОПЕК+ 4 июня добились увеличения своей квоты на 7%, до 3,2 мбд.
График 2. ОПЕК+: хроника решений в 2022-2023 годы
Это вызывает раздражение у других участников, особенно у африканских стран, которые крайне болезненно воспринимают урезание своих квот. Настолько, что ангольский министр нефти Диамантино Азеведо со своим коллегой из Габона в июне покинули Вену, не дожидаясь окончания саммита. И это несмотря на то, что есть подозрения, что Ангола, Нигерия и Конго не выбирают согласованные квоты, так что урезанные в июне квоты этих стран лишь приблизили их к фактическим уровням добычи.
График 3. В первом квартале 2024 года Россия будет крупнейшим производителем нефти в ОПЕК+
Согласно просочившимся в западную прессу утечкам, грозился бойкотировать министерскую встречу анголец и в этот раз. Похоже, именно из-за внутренних трений в клубе саммит был сдвинут на четыре дня, а затем и вовсе перенесен из Вены в виртуальный формат видеоконференции.