Человечность как стратегия бизнеса
Придать работе смысл, обеспечить благополучие сотрудников и возможность реализовать себя — все, что нужно компаниям, чтобы не испытывать нехватки кадров и повысить их эффективность
Если в кризис 2008 года компании спасли финансовые директора, то в последующие кризисы их спасут HR-менеджеры. Это высказывание одного из гуру современного менеджмента, курсирующее по рынку, похоже, всерьез восприняла команда, разработавшая стратегию развития «Лемана ПРО» — нового бренда, возникшего на месте крупнейшей сети DYI «Леруа Мерлен». Это произошло летом 2024 года, когда владелец «Леруа» — французская группа ADEO — передала свои российские активы в управление местной команде менеджеров.
«Лемана ПРО»
Объединяет российские активы Leroy Merlin, переданные под управление российского менеджмента в 2024 году.
Включает 112 магазинов в 66 городах.
Число сотрудников — 45 тыс. человек.
Ассортимент — 350 тыс. товаров.
Выручка Leroy Merlin в России по итогам 2021 года достигла 456,63
млрд рублей.
Ребрендинг сети, в частности появление в названии слова «ПРО», отражает изменение в стратегии, связанное с фокусированием на профессиональном сегменте рынка стройматериалов. И эта важнейшая для бизнеса трансформация идет на фоне острого кадрового кризиса, переживаемого всей экономикой, включая ретейл. По данным экспертов, некомплект персонала в розничных сетях составляет от 15 до 20%, из-за нехватки сотрудников закрываются магазины, компании вступают в жесткую конкуренцию за работников. Основное оружие в ней — повышение зарплат. Но из-за этого растет текучесть кадров, в некоторых сетях она достигает 30% в месяц, что, в свою очередь, приводит к дополнительным затратам — ведь даже отбор кандидатов требует времени и денег. А затем — к новому витку повышения зарплат.
Между тем в «Лемана ПРО» утверждают, что практически решили проблему кадрового голода. И не за счет высоких зарплат: этот показатель здесь не выше, чем в среднем по рынку. Ставка делается на заинтересованность сотрудников в росте бизнеса в целом, на вовлеченность в решение стратегических задач компании.
О том, какие подходы и инструменты задействованы для этого, «Моноклю» рассказала Венера Ельчина, заместитель генерального директора «Лемана ПРО» по управлению персоналом.
— В течение двадцати лет ваша компания была частью французской «Леруа Мерлен». Насколько похожа или непохожа «Лемана ПРО» на свою французскую «родительницу»?
— Несмотря на ребрендинг, есть фундаментальные вещи, которые всегда будут для нас очень важными. В центре нашей корпоративной культуры был и остается человек: сотрудник, клиент, партнер. Если вы хотите посмотреть, какова стратегия в отношении человека в той или иной компании, надо прочитать первый абзац ее стратегии в целом. Наша начинается словами «человек — в центре развития нашего бизнеса». И отсюда такие ценности, как «меняемся вместе», «помогаем друг другу», «заботимся о здоровье», «говорим спасибо», «каждый имеет право на ошибку». Это фундамент, который был заложен, когда мы открывали первые магазины «Леруа Мерлен» в России. Мы выстраивали эту фундаментальную систему так, чтобы эти ценности разделяли все наши сотрудники, от генерального директора до линейного персонала.
— Получается, что вы двадцать лет черпали опыт взаимоотношений с сотрудниками из копилки «Леруа Мерлен»?
— И черпали, и создавали вместе, потому что наша компания — это огромный организм. Взаимное проникновение двух культур произошло, когда в 2015–2019 годах мы переживали активную экспансию, открывая по пятнадцать-двадцать магазинов в год. Представляете, что это такое: каждый гипермаркет — это в среднем 11 тысяч квадратных метров, помимо этого садовый центр, строительный двор. Это целая агломерация. И для нас было важно объединить людей вокруг задачи обустраивать и открывать магазины в очень короткие сроки. Надо было всех включить в этот процесс, хотя не для всех это вовлечение было простым.
Так, когда мы открывали новый магазин, команда действующего магазина помогала создавать новую площадку. Это непросто — оторваться от семьи, уехать в другой город на неопределенное время. А кто-то вообще вместе с семьей переезжал в другой город. Тогда мы провели масштабную кампанию, она называлась «Моя жизнь, моя компания». Необходимо было, чтобы каждому из нас стали важны амбициозные цели компании. Тогда мы впервые заговорили о 45 тысячах лидеров (число сотрудников в сети. — «Монокль»), о том, что каждый сотрудник влияет на развитие бизнеса. Таким образом мы внедряли лидерскую культуру. Культура лидерства очень плавно и глубоко проросла в компании и ускорила нас, когда произошел перелом в нашей бизнес-стратегии.
— Что за перелом?
— В 2004 году мы зашли в Россию как сеть DIY (do it yourself) магазинов самообслуживания. Наша задача была обеспечить товаром магазин, а покупатель приходил, выбирал, что ему нужно, и сам делал ремонт. Но с тех пор потребитель сильно изменился. Все меньше людей готовы самостоятельно вести ремонтные или строительные работы, вникать в детали. Они хотят получить готовое решение от профессионала. Ведь ремонт — это не просто купить отдельный товар, это большой и комплексный проект. И бизнес начал переходить из do it yourself в do it for me, то есть помогать людям справиться с ремонтом. Мы решаем задачу клиента «под ключ», от консультации и проекта до установки и монтажа. И конечно, для этого нужна экспертиза. Экспертиза в DIY, за которой клиент к нам приходит. Сегодня мы ставим себе задачу завоевать рынок профессиональных клиентов, сохранив при этом лидерство в сегменте B2C. За несколько лет мы уже увеличили долю B2B с двух процентов до тридцати. Для нас это фундаментальное изменение, потому что работа в В2В отличается от бизнеса B2C.
— А где тут взаимопроникновение российской и французской бизнес-культур, о котором вы упомянули?
— Есть отличия в менталитете. Нам во время экспансии, как и при переходе к новой парадигме развития, важна была скорость изменений. Европейский бизнес более степенный. А у нас на фоне бурных изменений в стране, экономике, бизнессреде у бизнеса выработались навыки гибкости и быстрой адаптации. Мы ментально готовы к изменениям. Нам важно было с помощью культуры лидерства развить эти навыки и использовать их для того, чтобы изменения в компании происходили как можно быстрее и эффективнее.
И если говорить про стратегию HR, то она не вторична по отношению к бизнес-стратегии, она и есть бизнес, потому что мы строим его от человека. Скажем, экспертиза и компетенции в поддержке клиента — это не только понимание техники ремонта, а еще и желание действительно помочь. Сейчас активно развивается онлайн-торговля, но при этом покупатели по-прежнему охотно приходят к нам в офлайн-магазины. Потому что важно увидеть товар вживую и в общении с живым консультантом вдохновиться на то, как сделать свой дом еще лучше. Это означает, что то, что мы строим — опыт взаимодействия, диалога по поводу того же ремонта дома или покупки какого-то проекта, — действительно ценно и будет еще более ценно в будущем.
А если смотреть на направления реализации нашей стратегии, то первое из них — это благополучие и эффективность наших сотрудников.