Что нужно компаниям, чтобы не испытывать нехватки кадров

МонокльБизнес

Человечность как стратегия бизнеса

Придать работе смысл, обеспечить благополучие сотрудников и возможность реализовать себя — все, что нужно компаниям, чтобы не испытывать нехватки кадров и повысить их эффективность

Анастасия Матвеева

Заместитель генерального директора «Лемана ПРО» по управлению персоналом Венера Ельчина

Если в кризис 2008 года компании спасли финансовые директора, то в последующие кризисы их спасут HR-менеджеры. Это высказывание одного из гуру современного менеджмента, курсирующее по рынку, похоже, всерьез восприняла команда, разработавшая стратегию развития «Лемана ПРО» — нового бренда, возникшего на месте крупнейшей сети DYI «Леруа Мерлен». Это произошло летом 2024 года, когда владелец «Леруа» — французская группа ADEO — передала свои российские активы в управление местной команде менеджеров.

«Лемана ПРО»
Объединяет российские активы Leroy Merlin, переданные под управление российского менеджмента в 2024 году.
Включает 112 магазинов в 66 городах.
Число сотрудников — 45 тыс. человек.
Ассортимент — 350 тыс. товаров.
Выручка Leroy Merlin в России по итогам 2021 года достигла 456,63 
млрд рублей.

Ребрендинг сети, в частности появление в названии слова «ПРО», отражает изменение в стратегии, связанное с фокусированием на профессиональном сегменте рынка стройматериалов. И эта важнейшая для бизнеса трансформация идет на фоне острого кадрового кризиса, переживаемого всей экономикой, включая ретейл. По данным экспертов, некомплект персонала в розничных сетях составляет от 15 до 20%, из-за нехватки сотрудников закрываются магазины, компании вступают в жесткую конкуренцию за работников. Основное оружие в ней — повышение зарплат. Но из-за этого растет текучесть кадров, в некоторых сетях она достигает 30% в месяц, что, в свою очередь, приводит к дополнительным затратам — ведь даже отбор кандидатов требует времени и денег. А затем — к новому витку повышения зарплат.

Между тем в «Лемана ПРО» утверждают, что практически решили проблему кадрового голода. И не за счет высоких зарплат: этот показатель здесь не выше, чем в среднем по рынку. Ставка делается на заинтересованность сотрудников в росте бизнеса в целом, на вовлеченность в решение стратегических задач компании.

О том, какие подходы и инструменты задействованы для этого, «Моноклю» рассказала Венера Ельчина, заместитель генерального директора «Лемана ПРО» по управлению персоналом.

— В течение двадцати лет ваша компания была частью французской «Леруа Мерлен». Насколько похожа или непохожа «Лемана ПРО» на свою французскую «родительницу»?

— Несмотря на ребрендинг, есть фундаментальные вещи, которые всегда будут для нас очень важными. В центре нашей корпоративной культуры был и остается человек: сотрудник, клиент, партнер. Если вы хотите посмотреть, какова стратегия в отношении человека в той или иной компании, надо прочитать первый абзац ее стратегии в целом. Наша начинается словами «человек — в центре развития нашего бизнеса». И отсюда такие ценности, как «меняемся вместе», «помогаем друг другу», «заботимся о здоровье», «говорим спасибо», «каждый имеет право на ошибку». Это фундамент, который был заложен, когда мы открывали первые магазины «Леруа Мерлен» в России. Мы выстраивали эту фундаментальную систему так, чтобы эти ценности разделяли все наши сотрудники, от генерального директора до линейного персонала.

— Получается, что вы двадцать лет черпали опыт взаимоотношений с сотрудниками из копилки «Леруа Мерлен»?

— И черпали, и создавали вместе, потому что наша компания — это огромный организм. Взаимное проникновение двух культур произошло, когда в 2015–2019 годах мы переживали активную экспансию, открывая по пятнадцать-двадцать магазинов в год. Представляете, что это такое: каждый гипермаркет — это в среднем 11 тысяч квадратных метров, помимо этого садовый центр, строительный двор. Это целая агломерация. И для нас было важно объединить людей вокруг задачи обустраивать и открывать магазины в очень короткие сроки. Надо было всех включить в этот процесс, хотя не для всех это вовлечение было простым.

Так, когда мы открывали новый магазин, команда действующего магазина помогала создавать новую площадку. Это непросто — оторваться от семьи, уехать в другой город на неопределенное время. А кто-то вообще вместе с семьей переезжал в другой город. Тогда мы провели масштабную кампанию, она называлась «Моя жизнь, моя компания». Необходимо было, чтобы каждому из нас стали важны амбициозные цели компании. Тогда мы впервые заговорили о 45 тысячах лидеров (число сотрудников в сети. — «Монокль»), о том, что каждый сотрудник влияет на развитие бизнеса. Таким образом мы внедряли лидерскую культуру. Культура лидерства очень плавно и глубоко проросла в компании и ускорила нас, когда произошел перелом в нашей бизнес-стратегии.

— Что за перелом?

— В 2004 году мы зашли в Россию как сеть DIY (do it yourself) магазинов самообслуживания. Наша задача была обеспечить товаром магазин, а покупатель приходил, выбирал, что ему нужно, и сам делал ремонт. Но с тех пор потребитель сильно изменился. Все меньше людей готовы самостоятельно вести ремонтные или строительные работы, вникать в детали. Они хотят получить готовое решение от профессионала. Ведь ремонт — это не просто купить отдельный товар, это большой и комплексный проект. И бизнес начал переходить из do it yourself в do it for me, то есть помогать людям справиться с ремонтом. Мы решаем задачу клиента «под ключ», от консультации и проекта до установки и монтажа. И конечно, для этого нужна экспертиза. Экспертиза в DIY, за которой клиент к нам приходит. Сегодня мы ставим себе задачу завоевать рынок профессиональных клиентов, сохранив при этом лидерство в сегменте B2C. За несколько лет мы уже увеличили долю B2B с двух процентов до тридцати. Для нас это фундаментальное изменение, потому что работа в В2В отличается от бизнеса B2C.

— А где тут взаимопроникновение российской и французской бизнес-культур, о котором вы упомянули?

— Есть отличия в менталитете. Нам во время экспансии, как и при переходе к новой парадигме развития, важна была скорость изменений. Европейский бизнес более степенный. А у нас на фоне бурных изменений в стране, экономике, бизнессреде у бизнеса выработались навыки гибкости и быстрой адаптации. Мы ментально готовы к изменениям. Нам важно было с помощью культуры лидерства развить эти навыки и использовать их для того, чтобы изменения в компании происходили как можно быстрее и эффективнее.

И если говорить про стратегию HR, то она не вторична по отношению к бизнес-стратегии, она и есть бизнес, потому что мы строим его от человека. Скажем, экспертиза и компетенции в поддержке клиента — это не только понимание техники ремонта, а еще и желание действительно помочь. Сейчас активно развивается онлайн-торговля, но при этом покупатели по-прежнему охотно приходят к нам в офлайн-магазины. Потому что важно увидеть товар вживую и в общении с живым консультантом вдохновиться на то, как сделать свой дом еще лучше. Это означает, что то, что мы строим — опыт взаимодействия, диалога по поводу того же ремонта дома или покупки какого-то проекта, — действительно ценно и будет еще более ценно в будущем.

А если смотреть на направления реализации нашей стратегии, то первое из них — это благополучие и эффективность наших сотрудников.

И двое на складе воины

Что такое эффективность

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новый подход к программам долгосрочной мотивации сотрудников: кейс «Авито» Новый подход к программам долгосрочной мотивации сотрудников: кейс «Авито»

Как компания «Авито» решила вопрос долгосрочной мотивации сотрудников

Forbes
Американский ситком, Gucci и Бурунов: эволюция батиного свитера Американский ситком, Gucci и Бурунов: эволюция батиного свитера

Как уродливый свитер перевесили из отцовского гардероба в раздел постмодерна

Правила жизни
Поэт Алексей Никонов об альбоме «Последних танков в Париже» — «2084» Поэт Алексей Никонов об альбоме «Последних танков в Париже» — «2084»

Леха Никонов повествует историю создания альбома «2084» — от начала и до конца

СНОБ
«Вы не можете изменить прошлое, но можете выбрать, как жить дальше»: история Эдит Эгер, девушки, пережившей Холокост «Вы не можете изменить прошлое, но можете выбрать, как жить дальше»: история Эдит Эгер, девушки, пережившей Холокост

История о том, как, несмотря на страшное прошлое, человек любил жизнь

ТехИнсайдер
Астрономы отыскали две популяции темных комет в Солнечной cистеме Астрономы отыскали две популяции темных комет в Солнечной cистеме

Астрономы обнаружили семь новых объектов класса темных комет

N+1
Ольга и Мария Гусевы Ольга и Мария Гусевы

Фэшн-дивы Ольга и Мария Гусевы собрали уникальную коллекцию посуды

Собака.ru
«Заткнись ради команды»: биатлонистки рассказали о сексуальном насилии в сборной «Заткнись ради команды»: биатлонистки рассказали о сексуальном насилии в сборной

Почему в сборной США по биатлону процветало сексуальное насилие?

Forbes
7 мифов про метаболизм: Разобьём новогодние мифы вместе! 7 мифов про метаболизм: Разобьём новогодние мифы вместе!

Сколько можно есть — новогодние мифы о метаболизме

Новый очаг
Софья Володчинская: «Это чудо, которое случилось со мной больше года назад, продолжается до сих пор» Софья Володчинская: «Это чудо, которое случилось со мной больше года назад, продолжается до сих пор»

Меня начало воротить от театра и от актерской профессии — внутри была пустота

Коллекция. Караван историй
Насколько безопасно использование интернет-банкинга? Насколько безопасно использование интернет-банкинга?

Что такое интернет-бакинг и надежен ли он?

Наука и техника
Георгий Милляр Георгий Милляр

Правила жизни советского актера Георгия Милляра

Правила жизни
«Финал — это место, где завязываются новые конфликты» «Финал — это место, где завязываются новые конфликты»

Вячеслав Курицын о последних главах «Войны и мира»

Weekend
Что бы такого ре-анимирировать Что бы такого ре-анимирировать

Герои отечественных мультфильмов, не нуждающихся в оживлении

Weekend
Как в Третьяковской галерее реставрируют самые большие произведения искусства Как в Третьяковской галерее реставрируют самые большие произведения искусства

Какую роль в реставрации произведений искусств играют технологии и наука?

СНОБ
5 привычек, от которых давно пора избавиться 5 привычек, от которых давно пора избавиться

Как понять, что привычки «тормозят» вас, не дают развиваться и достигать целей?

Psychologies
Софт для жизни Софт для жизни

Небольшая евродвушка в монолитной новостройке подмосковного Красногорска

Идеи Вашего Дома
Для всех и каждого Для всех и каждого

Современный и эргономичный интерьер в компактной евротрешке

Идеи Вашего Дома
Если только захочу Если только захочу

Как научить ребёнка мечтать?

Новый очаг
Цикламены зажигают огни Цикламены зажигают огни

Среди зимнецветущих комнатных растений цикламен занимает одно из первых мест

Наука и жизнь
Как в лучших домах Как в лучших домах

Выбираем качественную икру для праздничного стола

Лиза
Вот так спорт, или назло рекордам Вот так спорт, или назло рекордам

Спортивные соревнования, которые и спортом-то не назовешь

Зеркало Мира
Дикая охота Дикая охота

Я провожу свою вечность с теми, кто никогда говорить не умел

СНОБ
Целлюлит победить легче, чем кажется — вот что тебе поможет Целлюлит победить легче, чем кажется — вот что тебе поможет

Целлюлит — косметический дефект, не понаслышке знакомый 90% женщин

VOICE
Позаботьтесь о своем пушистом товарище: как правильно чистить игрушки для собак и зачем вообще это нужно Позаботьтесь о своем пушистом товарище: как правильно чистить игрушки для собак и зачем вообще это нужно

Как мыть игрушки из разных материалов — плюша, пластика, каната или резины.

ТехИнсайдер
Эмоциональное техно Эмоциональное техно

Как можно описать стиль эмоциональной архитектуры?

ТехИнсайдер
Назад в будущее: почему IT-гиганты стали инвестировать миллиарды в атомную энергию Назад в будущее: почему IT-гиганты стали инвестировать миллиарды в атомную энергию

Почему корпорации ищут спасение «старом» атоме и причем тут ИИ?

Forbes
Председатель Сахалинской областной думы: «Словосочетание «Первый в России» для нас становится привычным» Председатель Сахалинской областной думы: «Словосочетание «Первый в России» для нас становится привычным»

Как выстроена работа депутатов в Сахалинской области?

ФедералПресс
Зачем суровые древнегерманские воины носили с собой маленькие ложечки Зачем суровые древнегерманские воины носили с собой маленькие ложечки

Странный артефакт, сопровождавший воинов Римской империи практически всю жизнь

ТехИнсайдер
Болезнь от поцелуев Болезнь от поцелуев

Вирус Эпштейна–Барр: чем он опасен и как его вовремя распознать?

Лиза
Ольга Бузова: «Мне не нужен ураган в душе. Мне по кайфу штиль» Ольга Бузова: «Мне не нужен ураган в душе. Мне по кайфу штиль»

Ольга Бузова: как продолжить верить людям, несмотря на прошлый негативный опыт

Добрые советы
Открыть в приложении