Полет нормальный: сможет ли «Суперджет» окончательно приземлиться в России?

МонокльHi-Tech

«Суперджет» стал еще роднее

Первый полет самолета «Суперджет» с отечественными двигателями ПД-8 — значимый этап проекта по превращению его в российское воздушное судно и важный шаг на пути к возрождению авиационной отрасли, основой которой должны стать собственные технологии и изделия. Теперь важно не споткнуться

Николай Ульянов

Двигатель ПД-8: от старта проекта до первого полета прошло всего шесть лет. ОАК

«Суперджет» постепенно «русифицируется». В августе 2023 года взлетел борт с российскими авиационными системами и агрегатами (см. «Русский авиапром отвоевывает небо», «Монокль» № 36 за 2023 год). Сейчас на летные испытания в Комсомольске-на-Амуре вышел самолет, укомплектованный отечественными двигателями ПД-8 (производитель НПО «Сатурн», г. Рыбинск), которые встали под крыло на смену французскороссийским SaM146.

Первый полет был выполнен экипажем в составе летчиков-испытателей Дмитрия Деменева и Игоря Гревцева, а также бортового оператора Максима Грюканова. После посадки командир воздушного судна Дмитрий Деменев рассказал, «что полет прошел замечательно, но был напряженным; задание выполнено полностью; взлет, посадка все было выдержано согласно заданию; режимы выполнены в полном объеме, к двигателям и самолетным системам замечаний никаких нет».

Как сообщил «Ростех», самолет находился в воздухе около сорока минут, достиг скорости 500 км/ч и высоты 3000 метров. В госкорпорации также отметили, что силовая установка отработала стабильно, в процессе была проведена оценка газодинамической устойчивости двигателей на постоянных и переменных режимах.

В рамках программы импортозамещения «Суперджет» предполагается заменить порядка 40 импортных систем и агрегатов на российские. Помимо двигателя это авионика, шасси, вспомогательная силовая установка, комплексная система управления, системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и ряд других. Причем упор делается на то, чтобы российские комплектующие не были прямыми аналогами иностранных, а качественно превосходили их, поскольку технологии в авиастроении развиваются и ранее установленное на самолеты оборудование постепенно морально устаревает.

Сейчас в программе летных испытаний задействованы два борта — один с российскими моторами и иностранными авиационными системами, второй — с иностранными моторами, но российскими системами и агрегатами. В планах — вывести на испытания максимально импортозамещенный самолет — не только с российскими двигателями, но и с прочими агрегатами и системами российского производства. Все это, по мнению первого вице-премьера, главы наблюдательного совета ГК «Ростех» Дениса Мантурова, должно интенсифицировать сертификационные испытания и приблизить сертификацию технологически независимой версии самолета «Суперджет».

Был вашим — станет нашим

Концепция, заложенная в этот самолет, предполагала широкую международную кооперацию в процессе его производства, что, в свою очередь, должно было бы способствовать продажам собранного в России самолета на зарубежных рынках.

Напомним, что создавать пассажирский узкофюзеляжный ближнемагистральный самолет корпорация «Сухой» под руководством Михаила Погосяна начала в инициативном порядке в 2000 году. Сначала лайнер получил название Russian Regional Jet (RRJ), затем был переименован в Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Первый полет он совершил в 2008 году, а сертификат типа на него был получен в 2011-м, после чего началось серийное производство.

По словам руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрия Ядрова, сегодня в гражданском флоте эксплуатируется порядка 150 таких самолетов. Однако, как сейчас любят говорить, есть нюанс. По оценкам, порядка 70% систем и агрегатов в этих воздушных судах — иностранного производства.

В связи с введением в 2022 году санкций возникли проблемы с обслуживанием этих лайнеров. И одна из главных проблем — двигатель SaM146. Да, он выпускался на нашей территории, в Рыбинске, на совместном предприятии НПО «Сатурн» и французской компании Safran Aircraft Engines (ранее Snecma). Safran производила для него так называемую горячую часть: газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеру сгорания и турбину высокого давления. В свою очередь «Сатурн» изготавливал «холодную часть» (вентилятор и турбину низкого давления) и осуществлял сборку всего изделия. После разрыва отношений с французской стороной самостоятельно выпускать его и ремонтировать «горячую часть» уже выпущенных моторов российское предприятие не может.

События 2022 года просто подтвердили верность курса на увеличение доли российских систем и агрегатов в этом самолете. Впрочем, процесс импортозамещения гражданской авиационной техники идет, что называется, широким фронтом. В разной степени готовности находятся несколько самолетов различных типов — и магистральных, и для местных линий.

Разработка двигателя ПД-8 как замена SaM146 началась в 2019 году. К этому времени, в октябре 2018 года, был сертифицирован двигатель ПД-14, предназначенный для среднемагистрального узкофюзеляжного самолета МС-21. Этот самолет изначально тоже предполагалось комплектовать иностранными двигателями от американской Pratt & Whitney. Правда, заказчику самолета планировалось представить возможность выбора, с какими моторами купить — российскими или американскими.

Двигатель ПД-14 разработан пермской компанией «ОДК-Авиадвигатель» под руководством Александра Иноземцева. ПД-14 задуман как головной в семействе авиационных двигателей, базой для которых должен стать унифицированный газогенератор. Работа над ПД-14 началась в 2008 году, то есть на все про все ушло десять лет.

Получение сертификата типа на ПД-8, как говорит генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Александр Грачев, запланировано на осень текущего года. Если это произойдет, то получится, что двигатель будет сделан за шесть лет. Конечно, он создавался, что называется, не на пустом месте. Был использован опыт, полученный и при разработке ПД-14, и при освоении производства SaM146.

«Если мы говорим о схеме двигателя, то речь идет о самобытной конструкции. То есть это не масштабирование в нижнюю сторону ПД-14 и не копирование SaM146. Но когда речь идет о каких-то отдельных технологиях или о ноу-хау в организации процесса создания нового изделия, конечно, это было перенесено», — говорит исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Впрочем, изначально был расчет на то, что двигатель получится сделать быстрее. Так, в середине 2023 года на тот момент глава Минпромторга Денис Мантуров говорил, что двигатель планируется сертифицировать до конца того же года.

«В ОДК были оптимистичны и полагали, что применение передовых информационных технологий, цифровых двойников, новых методов проектирования позволит создавать двигатели быстрее, чем за пять лет, — рассказывает Олег Пантелеев. — Мы видим, что примерно в эти сроки двигатель был создан, поработал на стенде и даже полетал на летающей лаборатории. Но в ходе испытания были выявлены недостатки конструкции, которые потребовали вернуть его на доработку. Какие конкретно технические проблемы были выявлены и сколько их? Эта информация не раскрывается».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бизнес на вау-эффекте Бизнес на вау-эффекте

Какими факторами обусловлен бурный рост косметической компании «Гельтек»

Монокль
Тело в цифрах Тело в цифрах

Некоторые показатели, которые важно отслеживать регулярно

Добрые советы
Тоннель в складчину Тоннель в складчину

Можно ли привлечь угольщиков к софинансированию модернизации Восточного полигона

Монокль
Александр Мохов: «Табаков научил меня, что все рождается в любви» Александр Мохов: «Табаков научил меня, что все рождается в любви»

Мы не знаем, что нас прославит, — роль Гамлета, Треплева или... бедного Йорика

Коллекция. Караван историй
Тепло, еще теплее: будет ли профит от таяния льдов в Арктике Тепло, еще теплее: будет ли профит от таяния льдов в Арктике

Как сокращение площади льда в Арктике повлияет на разные отрасли

Монокль
Мечтатели Мечтатели

Рассказ «Мечтатели» от Нади Алексеевой, лауреата премии «Большая книга»

СНОБ
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Хроническая усталость у женщин: 10 самых частых вопросов и ответы врача Хроническая усталость у женщин: 10 самых частых вопросов и ответы врача

Постоянно ощущаете себя «не в ресурсе»?

Psychologies
Наполеоновские планы Наполеоновские планы

Консервы, производство свекольного сахара – это началось в Наполеоновскую эпоху

Вокруг света
Бьюти-советы Бьюти-советы

Как правильно пользоваться косметикой с ретинолом и другие советы красоты

Здоровье
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
10 главных мифов о маникюре и уходе за ногтями: мнение ученого, работающего в бьюти-индустрии 10 главных мифов о маникюре и уходе за ногтями: мнение ученого, работающего в бьюти-индустрии

Какие мифы об уходе за ногтями являются самыми живучими

VOICE
Не ставим на черное Не ставим на черное

На каких морях можно отдохнуть, не выезжая из России?

Лиза
Чайный театр Чайный театр

Чайная «ТИШь»: где чай становится искусством, а внимание — главным ингредиентом

Seasons of life
ИИ предсказывает столкновения нейтронных звезд ИИ предсказывает столкновения нейтронных звезд

Команда астрономов обучила нейросеть предсказывать столкновение нейтронных звезд

ТехИнсайдер
Назойливая бывшая: как сохранить лицо, если экс-супруга не оставляет мужа в покое Назойливая бывшая: как сохранить лицо, если экс-супруга не оставляет мужа в покое

Как отстоять границы новой семьи, когда за них так и норовит зайти экс-партнер?

Psychologies
Чилийцы переоткрыли скрывавшуюся почти 130 лет лягушку Чилийцы переоткрыли скрывавшуюся почти 130 лет лягушку

В Чили спустя 130 лет переоткрыли полосатого шипогруда

N+1
В погоне за трендами В погоне за трендами

Нужно ли их брать на вооружение информацию о модных трендах?

Добрые советы
Честность как концепция Честность как концепция

Как шефы относятся к чистоте концепции и что в целом думают о честной позиции?

Bones
Сдается квартира Сдается квартира

Как обустроить жилье для выгодной сдачи в аренду

Лиза
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Абсолютный рекорд: в России существует железная дорога с шириной колеи 9 метров. Но зачем она нужна? Абсолютный рекорд: в России существует железная дорога с шириной колеи 9 метров. Но зачем она нужна?

Почему железные дороги в странах мира отличаются по ширине и какая самая широкая

ТехИнсайдер
Куда поплыла ипотека Куда поплыла ипотека

Неожиданный для российского рынка продукт предложил ТКБ Банк: плавающая ставка

Монокль
Серебряный век Серебряный век

Дмитрий Чеботарев — о трендах, которые задают дальнейшее развитие кино

Men Today
Танцы в Аничковом Танцы в Аничковом

При дворе Николая I светские законы сочетались с военным уставом

Дилетант
Богатые тоже богатеют Богатые тоже богатеют

Доходы богатых россиян росли повышенными темпами в конце 2024 г

Ведомости
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
«Русланы» уходят. Часть 1 «Русланы» уходят. Часть 1

История Ан-124 «Руслан» уходит во времена зарождения реактивной авиации

Наука и техника
На шаг ближе к колонизации: как искусственный интеллект помогает NASA изучать Марс На шаг ближе к колонизации: как искусственный интеллект помогает NASA изучать Марс

О том, как ИИ помогает исследовать Марс, и приведет ли он нас к прорыву

ТехИнсайдер
Ксюша Прихотько Ксюша Прихотько

Фэшн-нимфа и филолог Ксюша Прихотько шутит про интеллигентность и раздает стиль

Собака.ru
Открыть в приложении