Мировая дюжина. 12 часовых марок от Глазго до Сингапура, в обход Швейцарии
«Швейцарские часы» — словосочетание столь же устойчивое, как «русская удаль» или «испанский стыд». Тем не менее часовщики из разных стран мира продолжают подтачивать застарелые стереотипы. «Сноб» собрал 12 интересных часовых марок откуда угодно, но не из Швейцарии
Несколько лет назад я уже делала обзор интересных часовых марок, которые гордятся своим нешвейцарским происхождением. Надо сказать, что за прошедшие годы ситуация существенно изменилась: некоторые из упомянутых в предыдущей подборке проектов приказали долго жить, зато появилось множество новых, еще более «почвеннических» и экзотических.
Отчасти расцвету часовой национальной самостийности способствовала пандемия: когда часовщик оказывается заперт в четырех стенах с работающим электричеством и интернетом, руки сами тянутся к краудфандинговой платформе, чтобы предложить утомленным часовым мейнстримом коллекционерам что-то новое, необычное, как правило, недорогое и с захватывающей предысторией.
Конечно, большинство часовых марок по-прежнему стараются держаться поближе к Швейцарии, где налажено производство качественных серийных механизмов, а также трудится множество подрядчиков, готовых выполнить любой безумный заказ. Однако чудеса современной логистики позволяют доставлять необходимые компоненты практически в любую точку мира, было бы желание и смысл, к тому же все больше часовых производителей ставят во главу угла именно подчеркнутую «локальность», настаивая, что создают часы исключительно собственными усилиями, лишь с небольшой помощью сторонних подрядчиков. Это сейчас очень модно — практически как овощи со своего огорода.
Итак, для тех, кто интересуется национальной часовой культурой со всего света, представляю новый обзор: двенадцать новых имен из дюжины новых стран.
Австралия
Bausele
Этот бренд трудно назвать новичком на часовой ниве — он был создан в 2011 году Кристо Хоппе, имевшим большой опыт работы в Швейцарии и решившим запустить «первый австралийский премиальный часовой бренд», впрочем, наверное, вообще первый часовой бренд в истории Австралии. В последние пару лет слава Bausele докатилась из антиподов до старушки Европы. У часов довольно прямолинейная концепция, зашифрованная в названии Beyond AUS-tralian ELE-ments (что-то вроде «Извлеченные элементы Австралии»). Идея в том, что в каждом экземпляре содержится материальный кусочек чего-то австралийского: песок из пустыни, частички крыши Сиднейской оперы и так далее. Последний лимитированный выпуск Bausele представил вместе с парижским дизайнером Ромариком Андрэ из ателье seconde/seconde — на циферблате доска для серфинга периодически превращается в плавник акулы, а в заводной головке спрятаны песчинки с пляжа в Новом Южном Уэльсе.
Израиль
Itay Noy
Итай Ной — ветеран индивидуального часового творчества — с 2000 года скромно трудится в своем ателье в старом городе Яффо в Тель-Авиве. В год у него получается выпускать порядка 100–200 моделей по цене около десяти тысяч долларов, что скорее можно считать хобби, чем процветающим бизнесом, но еще не стоит забывать о славе и репутации. Потому что многие коллекционеры знают и ценят Ноя прежде всего за необычный дизайн и специфическое чувство юмора. Например, его прошлогодняя модель Rest Day предлагала владельцу самому запрограммировать недельный календарь, выставив произвольно на индикаторе «день первый», «день второй» — и так до седьмого «дня отдыха».
Италия
Venezianico
Итальянцы всегда могли дать фору своим швейцарским соседям в области часового дизайна, предприимчивости и смелого маркетинга. Основатель Venezianico Альберто Морелли утверждает, что марка черпает вдохновение на своей родине в Венеции, где находится и штаб-квартира, а во всем остальном не знает границ: механизмы, корпуса и прочие комплектующие поставляются оттуда, где лучше качество. Впрочем, и при выборе тем для новых коллекций создатели легко смешивают даты, страны и названия. Например, новая модель Bucintoro 1969 посвящена одновременно и знаменитой венецианской галере «бучинторо», и запуску «Аполлона-11». Спросите, а последнее-то здесь при чем? А при том, что в часах установлен отреставрированный оригинальный механизм хронографа Lemania 1873, который использовался в часах астронавтов лунной миссии.