Феномен де Клерка
Фотография 2012 года: двое немолодых мужчин в деловых костюмах жмут друг другу руки на сцене. Если не вглядываться, можно принять их за близких родственников. Михаил Горбачёв и Фредерик де Клерк, два бывших президента на форуме лауреатов Нобелевской премии мира.
Схожи они были не только в этом: почти ровесники — Горбачёв 1931 года, де Клерк — 1936-го, почти одновременно умерли (де Клерк в 2021-м, Горбачёв в 2022-м), оба пошли против системы, которой были обязаны возвышением, оба оказались под огнём критики с двух сторон — правозащитники требовали покаяния, консерваторы называли предателями. И оба признавались, что многое в их странах пошло не так, как они мечтали.
Впрочем, есть между ними и существенные различия. Фредерик Виллем де Клерк в противоположность своему советскому коллеге родился в семье, принадлежавшей к политической элите ЮАР.
Предки его прибыли на юг Африки в конце XVII века из Австрии и Нидерландов, один из прадедов воевал с англичанами в Англо-бурскую войну, о чём сам де Клерк не без гордости рассказывал в интервью. А отец, как и дед, занимал кресло сенатора и был одним из архитекторов системы расовой сегрегации — апартеида. Фредерик, по словам одного из братьев, рос и воспитывался в духе этой системы и полностью разделял её ценности.
Юридическое образование он получил в престижном университете Почефструма, академического городка в ста километрах к юго-западу от Йоханнесбурга. Тогда же вступил в тайное Братство африканеров, организацию, объединявшую представителей элиты и влиявшую на политику южноафриканского правительства. После окончания учёбы и женитьбы почти 15 лет де Клерк посвятил адвокатской практике и преподаванию права в альма-матер, когда в 1972 году получил предложение баллотироваться в нижнюю палату парламента. Уже осенью того же года де Клерк победил на выборах от крайне правой, находившейся тогда у власти Национальной партии. И надо заметить, в тот период ничто не указывало на него как на будущего радикального