Миллионы на улицах и миллиарды в офшорах: чего Пекин хочет от Гонконга?
Законопроект об экстрадиции в материковый Китай, вызвавший массовые протесты в Гонконге, имеет под собой не политическую, а экономическую подоплеку: он напрямую связан с торговыми войнами Китая и США. В этих условиях власти КНР не имеют другого выхода, кроме резкого усиления контроля над финансовой отраслью Гонконга.
Почти треть населения Гонконга вышла на прошлой неделе на три крупнейших в истории города протеста против законопроекта об экстрадиции в материковый Китай — всего в них в разные периоды времени было вовлечено до 2 млн человек при населении Гонконга в 7,7 млн человек. Жители Гонконга увидели в законопроекте попытку Пекина покуситься на демократические свободы и автономию Специального административного района.
Администрация Гонконга была вынуждена отступить. Глава гонконгского правительства Керри Лам принесла извинения обществу и объявила о приостановке рассмотрения поправки к закону об экстрадиции. Теперь она сталкивается с требованиями полного отзыва законопроекта, а не его приостановки, а также отставки.
При более пристальном рассмотрении проблемы, однако, представляется, что законопроект был инициирован правительством КНР через лояльную ему гонконгскую администрацию скорее по экономическим причинам, связанным с ходом экономической войны с США. Его принятие стало бы важным событием, существенно меняющим роль и место территории в китайской и мировой экономике. Реализация мер, предусмотренных в законе в нынешних условиях, неизбежна, однако юридический механизм для этого, вероятно, придется избрать другой.
Без политики
До настоящего времени экстрадиция из Гонконга в остальные регионы КНР запрещена, и это важный элемент «особого статуса» территории в рамках концепции «одна страна, две системы». Законопроект позволял осуществлять экстрадицию в материковый Китай, а также в Макао и на Тайвань по 37 видам преступлений в случае, если срок наказания за их совершение превышает 7 лет. Какие это виды преступлений?
Разумеется, в список включен набор обычных тяжких уголовных преступлений. Это убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, сексуальные преступления, доведение до самоубийства, похищение и незаконное решение свободы, торговля людьми, поджоги, угон воздушных и морских судов и т.п. Под экстрадицию попадает также организация проституции и незаконного игорного бизнеса, незаконный оборот оружия и наркотиков, преступления против несовершеннолетних. Именно на необходимость обеспечить экстрадицию лиц, совершивших такие правонарушения, упирали в своей публичной риторике авторы законопроекта.