Псыхология
Тебя могло бы и не быть, если бы не они, лохматые, ушастые и яростно виляющие крючками хвостов. Оказывается, роль собаки в истории человечества куда огромнее, чем мы представляли себе до сих пор.
Граждане, раскидывающие по дворам и пустырям колбаски, начиненные отравой, обычно не думают о себе как о мерзавцах. На форуме догхантеров они ярко и убедительно описывают, как спасают человечество, прежде всего маленьких невинных детей, от отвратительных опасных блоховозов, паразитов рода людского. И если кому-то нужна собака (хотя зачем такая гадость в городе? Ну да ладно, если уж нужно), то пусть всегда водит ее на поводке и в наморднике. А все остальные кабыздохи должны быть ликвидированы.
При этом на форумах догхантеров царит величайшая секретность, под своим именем эти важные истины публиковать не решается практически никто. Что в целом разумно, так как догхантеры рискуют очень сильно. По данным социологического опроса фонда «Общественное мнение», проведенного в январе 2013 года, 72% жителей России категорически не поддерживают догхантеров, а каждый второй из неподдерживающих гото́в лично карать собачьих убийц, причем чрезвычайно жестоким образом. В конце 2016 года общество всколыхнуло скандальное дело «хабаровских живодерок»: две несовершеннолетние девушки набирали по объявлениям «Отдам в добрые руки» щенков, собак и котов и жестоко умерщвляли их. Гнев общественности был столь велик, что барышни отправились в СИЗО вместо домашнего ареста: слишком серьезен был риск, что живодерки попадут под самосуд, ибо в Интернете множество добровольцев вызывалось самолично вырвать им руки и ноги. Если бы за этими процессами следил какой-нибудь любопытный инопланетянин, он был бы очень озадачен. Ибо человек – бесспорный хищник, ежегодно убивающий и пожирающий десятки миллиардов животных, в том числе весьма разумных. Он выращивает скот и птицу на убой, он охотится, он издает многомиллионными тиражами книжки, рассказывающие, как сделать трупы представителей иных видов сочнее, полезнее и привлекательнее. Но при этом убийство некоторых видов, не говоря уж о поедании, в большинстве цивилизаций является абсолютной дикостью, табу, нарушение которого вызывает рвотные позывы. Наоборот, человек позволяет этим видам жить с ним, хотя они не приносят практической пользы; человек их кормит, лечит, обожает и покупает им за немалые деньги вязаные ботиночки, чтобы во время прогулок не мерзли лапки. Наверное, объяснить этот парадокс инопланетянину можно было бы двумя словами: «Благодарность, бро!»
Они пришли сами
Вопрос, как долго человек и собака существуют вместе, пока остается открытым. Четверть века назад говорилось о 10 тысячах лет – якобы столько времени прошло с момента приручения собаки.
Сейчас доподлинно известно, что собаки были рядом с человеком значительно раньше: 31,7–36,5 тысяч лет до н. э. – так датируются кости доисторической собаки в пещере Гойе, а возраст останков домашней собаки, найденной в алтайской пещере Разбойничья, – 35 тысяч лет. То есть это уже совершенный палеолит. Ни одно животное в то время не имело к человеку никакого отношения, наш предок еще никого и ничего не приручал (даже брюкву – первые попытки огородничества будут сделаны намного позднее). Человек жил собирательством и охотой, но не пытался, ранив козленка, принести его домой и выходить, чтобы потом иметь готовых коз под рукой в любое время суток. Не выхаживал он ни птиц, ни поросят, ни львят – вообще никого. А вот щенки играли с его детьми и, погибнув от травмы или болезни, удостаивались погребения, пусть примитивного, но ритуально оформленного.
То есть обладание собакой в каменном веке выглядит таким же анахронизмом, как выглядели бы останки печатной машинки или тостера в груде олдувайских каменных орудий.
Этот вопрос так волнует этнографов, что в 2013 году бельгийскими учеными и специалистами из Университета Невады даже было проведено сложное исследование-реконструкция, пытавшееся ответить на вопрос, как могли развиваться отношения между первобытным охотником и собакой. Выяснилось, что отношения развивались при чрезвычайной инициативе со стороны собак. Еще совсем неопытные и не приученные к людям щенки лезли к человеку из кустов просто полюбопытствовать, чем он занимается; они притаскивали на «стоянку» лягушек и грызунов в качестве поощрения, пытались научить тупого хомо-недосапиенса ходить за ними и швырять камнями и копьями во все, что собака вспугнет или раскопает. Успешность охоты в группе с собакой возрастала многократно. Конечно, если щенку повезло и ему попался способный воспринять дрессировку исследователь. Похожие разработки показаны и в новом проекте Discovery Channel – многосерийном фильме «Жизнь собак».
Операторы наблюдали за конголезцами, традиционно охотящимися с копьем и «нелающими собаками» басенджи на мелких копытных. Эта охота разбивает все представления о том, как наши предки обращались со своими четырехлапыми коллегами. Не человек оказался учителем, дрессировщиком и начальником, а пес. Это собаки выбирают маршрут, находят добычу, гонят ее, а дело двуногой обезьяны – убивать жертву с расстояния и выделять главному охотнику самые лучшие и сочные куски. Да, собаке отдают лучшую часть добычи. А еще брутальные конголезские охотники тискают своих басенджи, целуют их в нос, называют лучшими друзьями и носят на руках – точно так же, как это делают японские дамы из кружка любителей маленьких декоративных собачек. Невзирая на разницу в расе, поле, возрасте, цивилизационном статусе и количестве жемчугов в ожерельях, конголезец и богатая японка издают совершенно одинаковые звуки и совершенно одинаково изменяют мимику, обращаясь к своим драгоценным питомцам: «Ути-пути, моя прелесть! Кто у нас самая лучшая собачка в мире?»