Песнь льда и шайбы
Первенство мира по хоккею – главный ежегодный майский праздник. И он особенно главный в нечетные года, когда в телевизоре ни Олимпиад, ни футбольных чемпионатов.
Вокруг чемпионата мира по хоккею постоянно идут споры. Одни эксперты и болельщики считают его первоклассным соревнованием. Другие предлагают проводить раз в два года, а может, и раз в четыре, как футбольный мундиаль. Говорить можно что угодно, но посмотрим телерейтинги. Хороший матч Континентальной хоккейной лиги – например, между ЦСКА и «Спартаком» – собирает 3–4% зрителей. Еврокубки по футболу – 5–6%, а биатлон – вообще 10–11% благодаря зычному голосу Дмитрия Губерниева.
Но все волшебно меняется, когда стартует чемпионат мира по хоккею. Его показывает уже не «Матч ТВ», а Первый канал. Доля в 14–15% не удивляет, а лучшие игры вроде финала могут пробивать даже 20%.
Валом идет реклама, растет трафик спортивных сайтов, продаются туры для болельщиков... Достижения чемпионата мира не смог превзойти даже Кубок мира, который в сентябре 2016 года организовала НХЛ. Хотя бы потому, что матчи показывали не в прайм-тайм по России, а ночью. Понятно, что самое престижное соревнование в мире, то есть Олимпиада, по цифрам победит, но ей вообще ничто не угроза.
Теперь ты знаешь, почему на вопрос о нужности ежегодного чемпионата мира следует отвечать: нужен. Мы уже привыкли видеть в мае большой хоккей. Невыездные болельщики во время майских дач и шашлыков садятся с пивом к телевизору. Те, у кого есть шенген и деньги, открывают себе разные страны: устроить собственный евротур и смотаться на хоккей – великое паломничество.
И уже дело второе, кого в состав наберет главный тренер Олег Знарок, приедет ли Александр Овечкин (хотя он приезжает всегда), сколько забьет Евгений Малкин и как в воротах будет стоять Сергей Бобровский. «Когда на лед выходят парни в свитерах сборной России, на заводах и фабриках резко поднимается производительность», – сказал президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк.
Кажется, эта фраза из 70-х, когда сам Третьяк еще был голкипером сборной СССР. Но с тех пор ничего не изменилось. Народ в мае хочет видеть хоккей. Кто мы, чтобы спорить с народом?
Русские хотели в Париж, но попали в Кёльн
Почему этот чемпионат мира проходит сразу в двух городах и странах – Кёльне и Париже?
В этом ничего странного нет. Еще в 1930 году чемпионат мира проходил сразу во Франции (Шамони), Австрии (Вена) и Германии (Берлин). Просто тогда играли под открытым небом, лед таял, и организаторы с участниками ездили туда-сюда в поисках нормальной погоды. Тогда победила Канада.
Второй случай подобного партнерства случился в 2012—2013 годах. Швеция и Финляндия решили провести два спаренных чемпионата мира подряд. Сначала финал состоялся в Хельсинки в 2012-м (победила Россия), а через сезон, в 2013-м, – в Стокгольме (выиграла Швеция).
Третья история произойдет как раз с Кёльном и Парижем. Ведь французы не принимали такой турнир с 1968 года. Скажем прямо, хоккей во Франции – не самый популярный вид спорта. Это не футбол и даже не петанк.
Надо было усилить свою заявку и выбить конкурентов. С пробега сошел тандем Дания – Латвия, тоже претендовавшие на турнир. И французы использовали Германию как старшего брата. Чемпионат мира уже проходил в Кёльне в 2001 и 2010 годах. Там прекрасно знают, как устраивать такое мероприятие и зарабатывать на нем. Немцы снова получат финал, хотя многие русские хотели бы поехать весной в романтичный Париж. Но организаторы сразу дали понять: «Россия попадет в немецкую группу, потому что в Германии живет много бывших соотечественников. Канада же, где второй государственный язык – французский, будет выступать в Париже, вытягивая там кассовые сборы».
Между прочим, главный тренер сборной России Олег Знарок выступал десять лет в Германии и имеет немецкий паспорт. Он попадет словно к себе домой.
Вячеслав Быков: президент ИИХФ раньше чинил мне зубы
Мы решили задать пять наивных вопросов о главном хоккейном турнире семикратному чемпиону мира Вячеславу Быкову.
Что самое сложное для тренера на чемпионате мира?
Выиграть. Постоянно кто-то хочет помешать. Если серьезно, тут много нюансов. Есть и психологический груз, когда ты возглавляешь сборную: и на тебя, и на твоих игроков в мае смотрит вся Россия. Каждый шаг как под микроскопом. Это большая ответственность.
А главное, я считаю, за короткий период нужно собрать команду в единый кулак. Объединить игроков, которые приехали из разных клубов, из Америки и России. Но тут надо не перегнуть палку. Иногда лучше хоккеистов раскрепостить – поиграть с ними в футбол, съездить на экскурсию на водопад... Надо отталкиваться от того, где проходит чемпионат мира, где вы живете, в каком состоянии к тебе приезжают ребята. Вообще, тренер должен быть очень гибким.
Почему мы все время ждем игроков НХЛ? Может, обойтись без них?
Я бы не сказал, что в Национальной хоккейной лиге выступают все лучшие и без них нам ничего не светит. Вообще, мы не делим игроков на разные страны. Какая разница, где он выступает? Лишь бы смог помочь команде и захотел приехать в сборную. А уже моя задача как тренера – сделать так для игрока, чтобы он проявил себя и порадовал своих болельщиков.
Нужно мониторить ситуацию в НХЛ и КХЛ, выбирать всех сильнейших. И думать стратегически, к чему ты готовишься. Если идет обновление состава на новый олимпийский цикл, то лучше сделать ставку на молодых. Понимаю, что те же чехи всегда ждали своего лидера Яромира Ягра, пока он не завершил карьеру в сборной. Россия никогда не была так заточена под одного игрока. Но понятно, что все болельщики с нетерпением хотят видеть таких игроков, как Александр Овечкин, Илья Ковальчук, Павел Дацюк... Тех людей, на которых смотрит весь мир.