Маски, которые надевают дети зависимых родителей
В семьях, где у одного из взрослых проблемы с алкоголем или другими зависимостями, детям приходится брать на себя слишком много. О том, зачем они это делают, рассказывает медицинский психолог Алексей Казаков.
овременные медики и психологи насчитывают до 200 видов зависимосСтей — среди них есть как химические, так и нехимические, поведенческие. Речь не только об алкоголизме или наркомании, но и об игромании, трудоголизме и других «увлечениях», которые на первый взгляд могут показаться невинными.
Как отличить настоящую аддикцию? Зависимый начинает утрачивать интерес к прежде важным для него вещам. Вся его жизнь теперь вертится вокруг употребления, а остальные сферы отбрасываются как мешающие этому процессу. Тот, кто испытывает это состояние, втягивает в эту опасную схему свое ближайшее окружение: партнера, родителей, друзей. Но самое главное и самое страшное — то, что от проблем взрослых страдают главным образом дети.
Семейная проблема
Зависимость — проблема семейная, ведь члены семьи включены в деструктивные отношения друг с другом. Таким образом, семья, где хотя бы один из родителей страдает от зависимости, попадает под определение дисфункциональной. В такой семье:
- Отрицают наличие проблем, ведь называть вещи своими именами страшно и стыдно.
- Вакуум интимности сочетается с изоляцией: гостей приглашают редко, при этом домашним не хватает близкого и честного общения.
- Правила и роли статичны, заморожены, не подвергаются пересмотру. Семейные посылы — «Не говори», «Не чувствуй», «Не доверяй». Чувства позволено проявлять только тем, кто в «центре» — старшим. Дети понимают, что выражать эмоции небезопасно. Отрицательные чувства накапливаются и замораживаются. В таких семьях не умеют выражать и переживать ни горе, ни радость.
- Царят разные формы насилия.
- «Я» каждого члена семьи недифференцированно («Если папа злится, злятся и все остальные»). Границы личности либо размыты, либо наглухо разделены стеной, а сама личность человека неотделима от его поведения.
- Все скрывают общий секрет семьи, поддерживают фасад псевдоблагополучия.
- Домочадцы склонны к полярности чувств и суждений, оценивают происходящее вокруг по принципу «черное или белое», «хорошо или плохо», не различая полутонов чувств и отношений, очень категоричны в оценке себя и окружающих.
- Воля и контроль — в приоритете.
Недетская ответственность
Мы знаем, что основная цель взрослых — быть ролевой моделью для детей. Могут ли родители в полной мере выполнять свои функции, если как минимум один из них страдает зависимостью? Если родители ведут себя деструктивно: не берут на себя ответственность за свое поведение и состояние, манипулируют другими, непоследовательны в поступках — то соответствующую ролевую модель они передадут следующему поколению. Таким образом, воспитывать надо не детей, а в первую очередь себя. Если зависимый лечится, качество родительства может снижаться не так сильно.
Что же происходит, если на терапию, лечение или посещение групп поддержки родитель не решается? В таком случае не только партнер, но и дети зависимого начинают страдать созависимостью, причем она зачастую выражена гораздо отчетливее, чем у взрослых.