Машины из параллельного импорта подорожали: когда и как можно сэкономить
Ужесточение правил таможенного оформления и повышение утильсбора привели к падению объемов параллельного импорта автомобилей. Разбираемся, есть ли шанс купить машину из параллельного импорта дешевле
Согласно подсчетам Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в июле в России продали 138 951 легковых и легких коммерческих автомобилей, из которых всего 15 734 единицы — машины, ввезенные в страну по альтернативным каналам. Долю такой техники в суммарных продажах уже можно считать несущественной. По прогнозам экспертов, она и дальше продолжит снижаться. Председатель Комитета автопроизводителей Алексей Калицев отметил, что российский авторынок вновь стал рынком официальных импортеров и производителей.
Почему снижаются объемы параллельного импорта
С 1 апреля к цене машин, ввезенных по параллельному импорту, приходится прибавлять как минимум 306 тыс. руб. (за автомобиль с мотором до 2,0 л) и от 845 тыс. руб. для автомобилей с более мощным мотором. Прежде «серые» дилеры могли купить автомобиль, ввезенный из Китая или Кореи, у гражданина дружественных стран (к примеру, Киргизии и Казахстана), а затем снова продать его с оформлением на нового собственника. С введением новых правил таможенного оформления сотни тысяч рублей приходится платить в любом случае — эта сумма включается в конечную стоимость реализуемой машины. Это, в свою очередь, снижает маржинальность бизнеса и практически выравнивает стоимость «серых» и «белых» машин на российском авторынке.
Сужению параллельного импорта поспособствовал и введенный с 1 августа 2023 года повышенный утилизационный сбор. Многие модели утратили актуальность с точки зрения параллельных поставок. По словам блогера и автоэксперта Елены Лисовской, к цене машин вроде Kia Sportage, K5, Hyundai Santa Fe, Mitsubishi Expander и Expander Cross пришлось прибавлять сразу 845 тыс. руб. из-за «невыгодного» объема мотора.
С 29 октября 2023 года изменились правила уплаты утилизационного сбора на автомобили. Тогда вступило в силу постановление правительства от 17.10.2023 № 1722 «О внесении изменений в постановление правительства от 26 декабря 2023 г. № 1291». Документ конкретизирует условия, которые должны соблюдаться в отношении транспортных средств, ввозимых физическим лицом для личного пользования. Льготы для частных лиц в отношении автомобилей с объемом двигателя до 3,0 л с уплатой минимального платежа в размере 3,4 тыс. руб. сохранились лишь в случае неперепродажи машины ранее чем через 12 месяцев после ввоза.
С 1 августа 2023 года ставки утильсбора для импортных машин существенно выросли. За каждый автомобиль с объемом двигателя от 2,0 до 3,0 литров при ввозе оформителю приходится платить 844 тыс. руб., за транспортное средство с мотором объемом от 3 до 3,5 литра — 970 тыс. руб., более 3,5 литра — 1,25 млн руб.