Экономика аншлага: к чему приведет театральный бум в России
В России театральный бум: спектаклей и зрителей становится больше, цена билетов растет. В январе 2024-го цены на билеты подняли театры Москвы и Санкт-Петербурга. Главными причинами такого решения стали удорожание расходов на содержание театров, создание новых спектаклей и высокий зрительский спрос. К чему это приведет?
Осенью 2022 года билетные агрегаторы сообщили о росте продаж театральных билетов на 40%. Эксперты оценили эту тенденцию как временную. Однако в марте 2023 года «Яндекс Афиша», Ticketland и МТС Live подтвердили: билеты на концерты и в театры теперь покупают чаще, платят за них дороже. В январе 2024-го театры Москвы и Санкт-Петербурга подняли цены на билеты. Удорожание расходов на содержание театров, создание новых спектаклей и высокий зрительский спрос стали главными причинами такого решения. 25 000 рублей за билет на балет в партер на Исторической сцене Большого театра уже не предел нового ценообразования. Что театры смогут показать за эти деньги и как долго публика готова будет платить?
Театры работали как никогда
В конце февраля 2024 года на сцене Большого театра продюсерская компания MuzArt представила новый выпуск танцевального проекта Postscript 3.0. Только что вернувшийся с гастролей в Дубае продюсер Юрий Баранов в разговоре с Forbes не скрывал своих эмоций: насколько же приятно выступать в Большом, перед московской публикой, которая знает, ценит и любит балет. Представленная в рамках Postscript 3.0 мировая премьера балета «Четыре» на музыку Вивальди и Макса Рихтера малоизвестного в России хореографа Эно Печи была встречена публикой и критиками более чем прохладно. Тем не менее три других балета, сочиненные мастерами первой величины и со звездами Большого в составе позволили антрепризе Баранова продать билеты на Новую сцену меньше чем за неделю по ценам, доходившим до 25 000 рублей, и за два вечера показов «выйти в ноль». «Первыми по традиции в Большом уходят самые дорогие и самые дешевые билеты, — рассказал Юрий Баранов. — В этом году минимальная цена на Postscript составила 1000 рублей. В прошлом году билеты продавались по ценам от 800 рублей до 20 000 рублей».
За несколько месяцев, которые прошли после назначения 1 декабря 2023 года Валерия Гергиева директором Большого, театр уже дважды поднимал цены на билеты. В декабре билеты на балет на Историческую сцену с 15 000 рублей дошли до максимума в 20 000 рублей, а в феврале — до 25 000 рублей. Билеты на оперу тоже подорожали, максимальная цена увеличилась до 15 000 рублей. Столько, например, стоит партер на спектакль «Хованщина» Мусоргского, которым дирижирует Валерий Гергиев 17 марта. Самый дорогой билет на Историческую сцену Мариинского театра стоит 14 000 рублей.
Главные театры страны по традиции привлекают к себе больше внимания. Неслучайно в опросе ВЦИОМ, результаты которого были опубликованы 26 февраля 2024 года, зрители, называющие себя театралами, то есть те, кто посещает театры несколько раз в год, среди самых популярных постановок назвали «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Мастера и Маргариту» — все три названия присутствуют в балетной афише Большого.
Впрочем, театральный бум наблюдается повсеместно. Например, директор московской «Новой оперы» Антон Гетьман отмечает рост доходов в 2023 году на 68% по сравнению с предыдущим годом. По мнению директора, это означает что «билеты дешевле, чем могли бы быть. Ценовая политика отстает от реального спроса».
Самым впечатляющим результатом этого исследования ВЦИОМ стали данные о том, что 25% россиян посещают театр несколько раз в год, что почти в два раза выше в сравнении с 2008 годом, когда в театралы записалось лишь 13% опрошенных.
Постоянных посетителей театров 30% среди женщин и 17% среди мужчин, 39% среди молодежи 18–24 лет и 40% столичных жителей. В театр ходят 35% россиян с высшим или неоконченным высшим образованием, 33% россиян с хорошим материальным положением, а также 33% активных пользователей интернет, сообщает ВЦИОМ.
Первые признаки начинающегося бума наметились осенью 2022-го, когда билетные агрегаторы стали сообщать об увеличении продаж билетов на 40% по сравнению с предыдущим годом. Впрочем, их статистику сложно назвать чистой, поскольку они продают билеты на развлечения всех жанров.
Затем крупные игроки рынка интернет-продажи билетов, такие как МТС, «Яндекс» и Сбербанк, начали скупать компании — билетные агрегаторы, а театры — повышать цены на билеты и увеличивать число новых постановок. Директор Александринского театра Сергей Емельянов оценивает их действия как очевидные: «Все происходит по всем стандартам и канонам экономической теории. Там, где выше спрос, там идет подорожание».
Даже РАМТ, традиционно семейный театр, строго соблюдающий социальную политику, при ажиотажном спросе на спектакли малой формы, которые идут в зале на 30 мест, такие как «Волна», «Коричневое утро», «Зверский детектив», для борьбы со спекулянтами впервые в своей истории ввел именные билеты по предъявлению паспорта. Половину этих билетов теперь продают в кассе, а часть выкладывают на сайте. Билеты на другие спектакли малых форм в интернете продаются без ограничений, но они расходятся моментально. Цены в партер большой сцены РАМТ повысил до 6000 рублей. Учитывая то, что театр рассчитан на детей и подростков, куда приходят семьями и традиционно покупают три-четыре билета, посещение РАМТ обходится теперь ненамного дешевле, чем поход в Большой театр.
Директор РАМТ Софья Апфельбаум сообщила Forbes, что посещаемость театра в этом сезоне составляет стабильно 98–99% и это самые высокие показатели почти за 10 лет ее директорства. Другая новая тенденция: в выходные билеты активнее покупают в интернете за три-четыре часа до спектакля. По мнению директора, такая спонтанность свидетельствует о том, что у людей есть четкая установка пойти театр.