«Главное – не вовлекайся»
Известный китаевед и отец 11 детей Бронислав Виногродский обсудил с главным редактором «Правил жизни» Трифоном Бебутовым перспективы семейных ценностей и династические проблемы современного общества.
Трифон Бебутов: Как в Китае относятся к династиям – не в смысле к императорским, а вообще к семейственности и передаче традиций и ценностей?
Бронислав Виногродский: Тут есть тонкий момент: род для китайца всегда главнее, чем семья. Есть понятие «цзяе» – «семейное дело». В семье всегда есть, условно говоря, дело, вокруг которого и выращиваются дети. Подразумевается, что они его продолжат.
Получается, такой свободы, как у нас, у китайских детей не бывает?
Да, никакого «сам реши, кем хочешь быть». По умолчанию дети должны войти в семейное дело. Сыновья, конечно, – дочек выдают замуж, они уходят в другую семью, поэтому, в частности, рождению дочери китаец обрадуется меньше. Второй момент, связанный с родом: для Китая покойники – это не абстрактная тема. Мне как-то рассказали характерную историю про Си Цзиньпина – он с кем-то встречался на высшем уровне, то ли с Трампом, то ли с Байденом. И упомянул, что китайцы – потомки драконов. Совершенно серьезно, спокойно, с достоинством. Это председатель коммунистической партии, марксист и материалист. У него в голове это вполне органично сочетается.
Поэтому любой китаец заводит детей, подразумевая, что они тоже заведут детей и каждое новое поколение продолжит семейное дело. Современность в этом плане ничего не поменяла. Любого китайца спроси на улице, откуда он родом, он начнет рассказывать про очень древние корни, которые с нашей позиции и осмыслить-то тяжело. У нас «династия» – это какая-нибудь «профессиональная династия» в первую очередь, а в Китае это род.
Эта лингвистическая разница была заметна, даже когда мы обсуждали номер в редакции.
Роман, который я сейчас читаю, «Сон в красном тереме», он как раз об угасании большого рода, начавшегося с людей, которые помогали основывать императорскую династию. Потом они имели большие должности, были богаты невероятно. Но к моменту, когда их видит читатель, это уже последнее издыхание. Как говорится, вода еще течет, но источник уже иссяк.
Получается, в современном Китае, несмотря на все перемены, семья не трансформируется?
Насколько я могу судить по тем китайцам, с которыми я общаюсь, и по своим представлениям о той целостной композиции, которая организует китайское сознание, – нет, не трансформируется. Вспомнить тот же «Сон в красном тереме» – там один из персонажей увлекается нетрадиционными сексуальными практиками, но в какой-то момент решает завязать, найти жену и создать семью. Вот это «решил завязать, потому что нужно продолжить род», – это очень китайская тема. То, как китайцы воспринимают род и свою роль в нем, нам понять тяжело, это не умещается у нас в голове.
Китаец ощущает себя единицей в роду. Дети – это его часть, он в них продолжается, причем не метафорически, как у нас, а вполне буквально.
Китайцы ведь и историю своей страны воспринимают с этой же точки зрения?
Это абсолютно так. Возьмем основополагающий текст китайского образования – «Великое учение». Там эта связь акцентирована прямо. В древности в Поднебесной, когда хотели обрести ясность в сознании, сначала приводили в порядок страну. Если хотели навести порядок в стране, сначала приводили в порядок семью, строили семейную иерархию. Если хотели построить правильную иерархию в семье, сначала исправляли свою личность. Если хотели исправить свою личность, сначала достигали правды в своем сознании. Если хотели достичь правды в своем сознании, сначала обретали искренность помыслов. Если хотели обрести искренность помыслов, сначала устремлялись к обретению знаний. Обретение знаний находится в правильном распределении родовых связей между предметами.
Дальше начинается обратное движение. Когда эти предметы в порядке расставлены в твоем сознании, приходит знание. Приходит знание – после этого мысли становятся искренними. Появляется искренность в мыслях – в сердце восстанавливается правда. После этого личность исправляется. Личность исправляется – наводится порядок в семье. После этого наводится порядок в стране. А потом восстанавливается мир в Поднебесной. С сына неба до самого последнего простолюдина в корне главным во всем является исправление личности.
То есть семья в известной степени упорядочивает и государственность.
Да. Две иерархические структуры, которые трудно друг от друга отделить. В Китае вообще все понятно про семейные ценности. Что такое празднование китайского Нового года? Это проводы и встреча Бога очага – главного семейного божества. В 23-й день луны, перед новолунием, провожают Бога очага. В деревне собирают весь мусор, который накопился за год, сжигают во дворе на костре и на нем же сжигают изображение божества. Символически оно отправляется на небо. Делают генеральную уборку. Потом Бог очага возвращается, и его встречают. Все это очень объединяет. Китаец с детства знает: будет красный конвертик, будут мандарины, будет курица, пельмени будут лепить всей семьей, потому что пельмени означают «цзяо» – «менять, переменять».
Дальше 15 дней празднования. Каждый день имеет свое символическое значение. Потом следующий праздник – День второй луны. Это «дракон поднимает голову», начинается движение к делам. 5 апреля – праздник Цинмин, ухаживание за могилами. Обязательно все выезжают, гуляют на природе (уже тепло), в этот день приводят в порядок могилы.
Эта культура посещения кладбищ, мне кажется, в западном мире сейчас немножко размывается, это редко делают. Там другое отношение.
Другое абсолютно. Ведь в чем заключается фэншуй? Изначально это не про интерьер, а про выбор правильного места для могилы, места силы. Существовала целая наука. Это связано с тем, в какой точке горного хребта (энергии дракона) находится эта могила.
Я в свое время читал рассказ (может быть, и выдуманный) о том, как отец Мао Цзэдуна спас одного знаменитого геоманта от голода. Отец Мао был богатый землевладелец, зажиточный. Он накормил спасенного. Тот говорит: «Я ничего не имею, но я могу тебе показать место баоди («драгоценная земля»), где ты перезахоронишь прах своих предков (кости), и сын твой станет основателем новой династии». Такая вот история.