Маленькая война: как владельцы детских садов из Балашихи борются с поэтом Резником за права на два слова из его песни
В 2013 году супруги Будивские открыли в Подмосковье свой первый детский сад без названия. Когда сеть разрослась до нескольких десятков заведений, предприниматели решили дополнить логотип общеупотребительным, по их словам, словосочетанием «Маленькая страна». Но из-за претензий поэта Ильи Резника, написавшего текст одноименной песни, предпринимателям грозит до четырех лет заключения.
«Сухари теперь сушим. Я и моя жена — группа лиц в сговоре, рецидивисты, понимаете? Звучит комично, если бы не было так печально», — говорит сооснователь сети детских садов «Маленькая страна» Олег Будивский.
Его жена Алина открыла первый детский сад в 2013 году, на следующий год супруги начали развивать свой бизнес, предоставляя франшизу. Поначалу у сети не было названия, только «логотип с маленькими домиками». В 2015 году садики стали подписывать «Маленькой страной» — название прижилось у клиентов как словесное описание логотипа. К 2018 году сеть разрослась до 57 садиков, которые приносили основателям несколько десятков миллионов рублей выручки в год.
Дальнейший рост прервали претензии Ильи Резника, автора текста песни «Маленькая страна», которую исполняла Наташа Королева. Он требовал прекратить использование фразы его авторства и выплатить ему компенсацию по 3 млн рублей с каждого садика. По гражданским искам суд Резнику отказал и даже признал недействительным его право использовать товарный знак в сфере образования. Но уже через несколько месяцев после этого решения Следственный комитет возобновил разбирательства и возбудил уголовное дело против супругов Будивских по статье «незаконное использование средств индивидуализации товаров». По словам адвоката бизнесменов Владимира Комарова, Алина и Олег под подпиской о невыезде, им угрожает до четырех лет лишения свободы.
Forbes пообщался с обеими сторонами конфликта и рассказывает, как супруги из Подмосковья судятся с известным поэтом за право использовать два слова из песни, написанной в 1993 году.
Безымянный сад
Алина Будивская работает в сфере образования «практически всю сознательную жизнь». Она родилась и выросла в Балашихе, здесь же и училась сначала на менеджера в Академии экономики и права, затем защитила кандидатскую по экономике в Российском государственном аграрном заочном университете. Еще студенткой Будивская устроилась работать методистом в Московский областной институт управления, где доросла до ректора и совладелицы с долей 30%, свидетельствуют данные СПАРК.
В 2012-м Будивская задалась целью найти для старшего сына «достойный детский сад». В муниципальный была большая очередь, а частных садиков в Балашихе было очень мало. Тогда она зарегистрировала ИП и открыла свой первый детский сад параллельно с работой в институте.
Запуск обошелся примерно в 500 000 рублей. Сад оказался востребованным и быстро заполнился клиентами, вспоминает Алина. В 2014 году предпринимательница открыла в Балашихе еще два небольших садика. По ее словам, сады работали без определенного названия: на дверях висело наименование «ИП Будивская А. А.», а с 2014 года появился логотип с маленькими домиками (по данным СПАРК, заявку на товарный знак с таким изображением Будивская подала в январе 2014 года).
В том же 2014 году Будивская выиграла президентский грант на сумму около 5 млн рублей за написанную ею программу переподготовки специалистов в сфере дошкольного образования «Открой свой детский сад!», которую она от имени МОИУ подала на открытый конкурс среди некоммерческих неправительственных организаций. На эти деньги МОИУ, по словам предпринимательницы, обучил «детсадовскому делу» около 150 человек.
По итогам обучения Будивская заключила, что «людям мало дать информацию по открытию детских садов — им нужна постоянная консультативная, информационная и методическая поддержка». Она решила запустить франшизу детских садов. Паушальный взнос установила на уровне 50 000-250 000 рублей, в зависимости от объема консультационных услуг (впоследствии максимальная ставка доросла до 2,5 млн рублей), а роялти — 5% от оборота (сейчас 3%). За это Будивская брала на себя разработку программ обучения для детей, консультировала по оборудованию, получению заключений Роспотребнадзора и МЧС, лицензий на дошкольное образование и господдержки. Запуск детского сада обходился франчайзи в сумму от 600 000 до 3 млн рублей.
Отсутствие у сети узнаваемого бренда и названия франчайзи не смущало, говорит Будивская: «Люди, особенно первые франчайзи, приезжали за опытом, знаниями. Мы заключали договоры на передачу ноу-хау, а в качестве товарного знака передавали наши домики — по договору коммерческой концессии». Партнеры открывали сады также без названия — на вывеске использовали логотип с домиками и писали «Детский сад».
С 2014 года компания стабильно открывала по 1-2 сада по франшизе в месяц — поначалу только в Подмосковье, а затем и в других регионах. Договоры с франчайзи предпринимательница заключала через свое ИП.
Роковая фраза
В начале 2015 года у сети все же появилось название «Маленькая страна». «Нас стали так называть родители детей, потому что домики на логотипе у них ассоциировались со страной, — объясняет Будивская. — Не с руки им было отвечать знакомым на вопрос «Куда ходит ваш ребенок?» фразой «В детский сад с домиками».
При этом предприниматели уже слышали историю с претензиями поэта Ильи Резника к этому названию. Адвокаты Резника в 2013 году направили в детский сад «Маленькая страна» в Зеленогорске досудебное уведомление о том, что право использовать словосочетание «маленькая страна» официально закреплено за Ильей Резником, и пользоваться им можно только с согласия артиста. В итоге детский сад переименовали в «Страну детства». После волны публикаций об этом инциденте Резник сменил тактику: его адвокат заявил, что поэт не предъявлял претензий к зеленогорскому детскому саду «Маленькая страна» и даже рад, что сад взял такое название.
Заведующая зеленогорским детским садом Любовь Бекреева в беседе с Forbes подтвердила, что в 2013 году получила уведомление от адвоката и юриста, которые действовали на основании доверенности Ильи Резника. «Речь шла о том, что мы незаконно используем товарный знак «Маленькая страна», зарегистрированный «Библиотекой имени Резника», — вспоминает Бекреева. — Это была претензия не только к нашему саду, но еще к 23 учреждениям по всей России. Мы переименовали учреждение, и все. Никаких у нас не было судебных заседаний».
Телепередачу, где Резник говорил, что рад видеть «Маленькую страну» в названиях детских садов, Будивским показали родители детей. Мы подумали: «Ну, если поэт по телевизору говорит, что он не против, и нашим клиентам нравится, то ничто нам не мешает назваться так же».
На существующий логотип с домиками супруги и их франчайзи стали добавлять подпись «Сеть детских садов «Маленькая страна». Новый товарный знак с этим словосочетанием супруги, впрочем, регистрировать не стали. «Я почему-то считала, что такое название зарегистрировать невозможно, потому что это общеупотребительные слова. Думала, что словесный товарный знак должен нести уникальность», — объясняет Будивская. Партнер юрфирмы FTL Advisers Мария Кукла отмечает, что нарушений в работе без регистрации словесного товарного знака не было: «Регистрация товарного знака