Майндфулнес и практика внимательности, или как используют медитацию в компаниях
Медитация давно перестала восприниматься как нечто эзотерическое, а на Западе уже осознали пользу от этой практики и воспринимают ее как часть развития персонала. Готовы ли российские компании пойти по этому пути?
Ученые из Гарварда обнаружили, что медитация влияет на мозг и меняет его структуру. Один из основных механизмов этих изменений — нейропластичность — способность мозга меняться в ответ на новый опыт. Эта способность позволяет отслеживать, когда лимбическая (эмоциональная) система перехватила контроль и передавать его в неокортекс (логику). Поэтому, когда мы специально учимся работать со стрессом при помощи практик медитации, мы становимся способны шаг за шагом восстанавливать свое эмоциональное равновесие. То есть человек не просто решает свои проблемы — он получает навык, который в будущем позволит ему не вязнуть в нежелательном эмоциональном состоянии, а самостоятельно выходить из него.
Практика медитации входит уже не только в личностное развитие: все больше и больше ее внедряют в корпоративные институты внутри компаний и даже небольших команд.
Зарубежный опыт
Одной из собственных разработок компании Google стало исследование природы работы, как процесса. Так, один из сотрудников Google Чэд-Менг Тан запустил тренинговую программу «Поиск внутри себя» («Search Inside Yourself»). Ее запустили в 2007 году, и в результате была создана команда ведущих экспертов в области осознанности, неврологии и эмоционального интеллекта. Программа быстро стала невероятно популярной и в Google, и за пределами корпорации. Система «Поиск внутри себя» помогла более 500 людям учиться и даже улучшить свой эмоциональный интеллект. Исследования компании показывают, что у участников программы на 10% снизился уровень стресса, на 28% увеличилась эффективность и возможность сфокусироваться на проблеме, а еще на 21% увеличилась возможность сохранять спокойствие в стрессовой ситуации.
Например, инженер Бидд Дуэйн понял, насколько важно его личное время и начал работать четыре дня в неделю. Он разработал систему, где работал меньше, а успевал больше, и за это его даже повысили. Инженер отдела продаж Блейз Пабон благодаря программе стал увереннее и спокойнее общаться с оппонентами, говорить о конкурентах с эмпатией, смело и правдиво рассказывать о продуктах компании. Многие участники говорили, что стали спокойнее и счастливее. Некоторые из них говорили об улучшении в семейной жизни и минимизации стресса при потерей близких.
В компании Apple интересующийся медитацией Стив Джобс распространял ее внутри своей корпорации. Он говорил: «Если вы просто сидите и наблюдаете, вы увидите, насколько беспокойным является ваш ум. Если вы попытаетесь успокоить его, это только ухудшит ситуацию, но со временем мозг успокоится, а когда это произойдет, вы услышите более тонкие вещи — ваша интуиция начинает расцветать, и вы начинаете видеть вещи более ясно и больше пребывать в настоящем. Ваш разум просто замедляется, и вы видите огромное пространство в данный момент. Вы начинаете видеть гораздо больше, чем вы могли видеть раньше». Джобс хотел передать свою любовь к медитации другим на рабочем месте. Он позволял работникам технологического гиганта каждый день уделять 30 минут медитации на работе, проводя занятия по медитации и йоге на месте и предлагая использование комнаты для медитации.
Управляющая и консалтинговая фирма McKinsey & Co, основанная в Иллинойсе, может показаться странным местом для медитации, но компания использует медитацию как часть новой кадровой стратегии, направленной на то, чтобы сотрудники были счастливы и здоровы. Партнер McKinsey и поклонник медитации Майкл Ренни говорит: «То, что хорошо для духа, хорошо для итогов», и компания принимает это близко к сердцу, разрабатывая программы медитации и самоанализа не только для своих сотрудников, но и для многомиллионных корпораций.
Как обстоят дела в России
Это были зарубежные примеры, но даже в России медитация внедряется в таких крупных компаниях, как Qiwi, Сбербанк, Ozon, Avito, Профи.ру, «Теории и практики». Все больше лидеров корпораций и владельцев бизнеса отмечают важность медитации. Сценарий знакомства с медитативной практики у всех примерно одинаковый. Яркий лидер в компании, который знает и любит медитацию, приглашает специалиста, который дает вводную информацию. В некоторых случаях были проведены серии дополнительных тренингов. После этого часть сотрудников пробует медитацию самостоятельно. Получается максимально быстрое внедрение.
Сбербанк начал масштабное внедрение практик внимательности и медитации благодаря «Дирекции по развитию корпоративной культуры». Об опыте компании рассказывает Анна Шароян, руководитель направления развития корпоративной культуры Сбербанка: «Уже четвертый год мы учим сотрудников банка на программах по управлению собой осознанности, эмоциональному интеллекту, навыкам саморегуляции. В итоге в прошлом году мы запустили 6-недельную программу ‘Mindfulness' совместно с Александром Росс-Джонсоном, направленную на развитие практик осознанности. С помощью дыхательных и прочих медитативных упражнений мы учим сотрудников быть внимательным к себе, распознавать свои эмоции и чувства, брать паузу перед тем, как отреагировать на то или иное событие, не жить на автопилоте. Медитативные практики также помогают снизить общий уровень тревожности, повысить фокус, «перезагрузить» мозг, тем самым повышая эффективность и уровень энергии сотрудников. Наши коллеги, которые практикуют регулярно, отмечают это в обратной связи по программе.