Огурцы по 350 и смузи для хипстеров: во что превратились московские продуктовые рынки
Почему московские рынки вдруг стали так популярны? Почему они все больше становятся похожи на дорогие и модные рестораны, чем на место для покупки продуктов? Стоит ли расстраиваться, если авокадо на рынке ничем не отличается от авокадо в супермаркете? На эти вопросы отвечает автор телеграм-канала «СысоевFM» Александр Сысоев.
Красивый супермаркет с флером торгов
Поколение 25-35 летних хорошо помнит рынки времен СССР или начала 90-х годов: это была стихийная или организованная точка, куда условные «фермеры» привозили свои продукты — причем наисвежайшие. Сегодня под словом «рынок» мы подразумеваем другое: бизнесы, скупающие продукты у тех же самых фермеров по тем же самым низким ценам, которые затем продают их значительно дороже. Это значит, что в «Азбуке Вкуса» можно найти точно такие же продукты, как и на «Даниловском»: авокадо на рынке и в супермаркете чаще всего равны между собой. И не только авокадо: это правило верно для всего остального. Получается, что рынок в старом понимании — набор продуктов высочайшего качества по низким ценам — давно превратился в утопию. Сегодня рынок — это продукты, чаще всего, высокого качества, но уже по магазинным ценам. А иногда они стоят даже выше, потому что в нас по-прежнему живет мысль о том, что на рынке продукты окажутся лучше. В 2019 году рынки в Москве превратились в большой и красивый супермаркет с флером торгов. Единственное место, которое осталось похожим на рынок, — это «Дорогомиловский»: там действительно много покупателей и продавцов как будто бы со своим товаром. Они орут, торгуются и возвращают к жизни наши воспоминания из детства. Впрочем, мне все равно кажется, что эти продавцы едва ли сохраняют независимость.
Почему рынки превращаются в торговые центры, а торговые центры — в рынки
Не надо думать, что новая реальность хуже старой: это просто новые правила игры, когда одиночный игрок просто не выживет за счет логистики, сертификации и так далее. Рыночный бизнес — это арендный бизнес, он не имеет никакого отношения ни к гастрономии, ни к развитию общества. А арендный бизнес построен по одному простому принципу: имея площадь в 5000 метров, 3000 метров из них тебе нужно сдать, что сделать проще, если разбить площадь на 35 арендаторов, и с каждого из них собирать по маленькой сумме. Магазины на роль идеальных арендаторов при этом в 2019 году не очень подходят: некоторые из них будут справляться с оборотами, а некоторые — нет. Синергия еды же всегда объединяет намного лучше.