Ловушка «мягкой силы»: как стереотипы ограничивают женщин в карьере и бизнесе
Из уст успешных женщин часто можно услышать, что жесткому стилю управления они предпочитают «мягкую силу» — так называют умение руководить без агрессии. Однако постоянная оглядка на мягкость только закрепляет гендерные стереотипы, считает основательница консалтинговой компании Gender Equality Management Марина Ментусова
Бизнес проходит беспрецедентную трансформацию: за последнее десятилетие появилось множество громких женских стартапов, вопросы гендерного неравенства поднимаются на главных инвестиционных форумах, сотрудницы крупнейших корпораций разрушают стеклянные потолки и мифы о женском предназначении. Но на смену очевидным препятствиям и открытому сексизму приходит коварный и устойчивый барьер, который мешает предпринимательскому и карьерному пути женщин: ловушка «мягкой силы».
Многие представители и представительницы бизнеса называют это качество преимуществом, приносящим женщинам успех. Но на деле оно может загнать их в стереотипные роли, ограничить лидерский потенциал и спектр их возможностей. Попробуем разобраться, как это происходит и к чему приводит.
Сила, которую мы заслужили
Термин «мягкая сила» предложил политолог Джозеф Най в конце 1980-х годов для описания способности государств проводить внешнюю политику в своих интересах без агрессии или принуждения. В различных культурах этот термин иногда использовался в дискуссиях о гендере, особенно когда речь шла о стилях руководства и ведения бизнеса. Все чаще можно услышать от самих женщин из числа предпринимательниц и руководительниц, что добиваться успеха им помогает та самая «мягкая сила».
Связь между «мягкой силой» и женским подходом к управлению уходит корнями в стереотипные представления о естественных женских качествах. Такие представления есть и в русской культуре, где женщины традиционно ассоциировались с заботой, сочувствием, умением сотрудничать.
При этом сильными сторонами лидера традиционно считаются качества вроде напористости и агрессивности, которые приписываются мужчинам. Именно поэтому в патриархатном обществе мужчины чаще занимают управляющие позиции. Приписываемые женщинам «мягкие» качества часто недооцениваются, хотя умение сочувствовать и терпение в равной степени важны для эффективности и успеха в бизнесе.
Когда россияне говорят о «мягкой силе» женщин в бизнесе, они, возможно, таким образом признают ценность, которую женщины привносят в управление. Однако ассоциирование женщин-управленцев исключительно с «мягкой силой» может усилить гендерные ожидания. Оно как бы распределяет женщин по профессиональным ролям и тем самым ограничивает тактики поведения, которые будут считаться для них приемлемыми.