Интервью
Валдис Пельш:
Рассказывать истории – это мое!
Шоумен вспомнил свой первый парашютный прыжок и рассказал, чем ему помогает философское образование
Валдис Пельш хорошо знаком телезрителям по развлекательным телепрограммам и викторинам как яркий и самобытный шоумен. Но многие уже познакомились с ним как с талантливым документалистом и настоящим экспертом истории авиации. В канун 50-летия ведущий презентовал новую масштабную картину «Полярное братство», посвященную сотрудничеству советских и британских летчиков в Заполярье осенью 1941 года. Любовь к небу у Валдиса с детства. И вообще он признается, что никогда не боялся экстрима. Телеведущий увлекается дайвингом и прыгает с парашютом. О своем любимом деле, хобби и увлечениях Валдис Пельш рассказал «Лизе».
«Лиза»: Фильм вы презентовали в канун своего 50-летия. Оригинальный способ собрать друзей и отпраздновать юбилей. Кто успел оценить картину?
Валдис: 30 мая, в день 75-й годовщины гибели в воздушном бою одного из главных героев фильма – Бориса Феоктистовича Сафонова, первого дважды Героя Советского Союза, удивительно талантливого летчика, – мы устроили закрытый допремьерный показ для журналистов, наших партнеров – Русского географического общества и «Транснефти», друзей и гостей, неравнодушных к теме. Среди приглашенных гостей были молодые ребята – 14–15 лет, курсанты Суворовского военного училища, очень внимательные зрители, все им было интересно – и о символике королевских ВВС нас расспросили, и о том, были ли в королевских ВВС девушки. Затем, уже после юбилея и презентации картины друзьям, летом, в штаб-квартире РГО в Москве мы представили фильм на суд членов Русского географического общества и молодежи. Эксперты общества внимательнейшим образом предварительно изучили наше кино и сочли его исторически достоверным, а для нас их мнение исключительно значимо.
Л.: Скоро вашу новую картину увидит и вся страна. Почему бы вы порекомендовали его посмотреть?
В.: Это большое кино о маленьком эпизоде войны. О первых месяцах Второй Мировой, о героической обороне Мурманска – главной на тот момент цели Гитлера. История о дружбе, героизме и взаимовыручке – 400 британцев: летчиков, инженеров, техников, большая команда военных специалистов 151-го авиакрыла Королевских ВВС, которая была отправлена Черчиллем, чтобы помогать нам «бить фашиста». Молодые 20-летние парни привезли нам знаменитые британские истребители «харрикейны» и в рамках операции «Бенедикт» учили летать на своих самолетах русских летчиков 72-го смешанного авиаполка Северного Флота под командованием Бориса Сафонова. Мы разыскали свидетелей тех событий – двух британских летчиков и одного инженера-техника, интервью и рассказы которых вы сможете также увидеть в нашем фильме.
Л.: Они тоже видели фильм?
В.: Да, нашим британским «летающим дедушкам», как мы ласково их прозвали, мы показали фильм одним из первых. Их оценки мы ждали с еще большим волнением, но пилоты 151-го авиакрыла фильм одобрили и к просмотру рекомендовали.
Л.: В фильме использована потрясающая графика. Кто работал над ней? Что оказалось самым сложным с точки зрения визуализации проекта?
В.: Мы контролировали все этапы, нам помогали специалисты. Единственное, и мы это признаем, мы допустили всего две условности. Расстояние между самолетами гораздо меньше, чем в реальном бою, иначе бы мы видели только один самолет, второй самолет был бы размером с жука. Это тонкость визуализации. Второе – мы увеличили дымность очередей примерно на 25 процентов для придания зрелищности. В остальном мы все соблюли, никто из специалистов, глядя картину, не скажет, что у нас летает, например, самолет 44-го года выпуска. Мы очень щепетильны в этом плане и довольны результатом. Те, кто посмотрел картину, сказали, что графика соответствует голливудской, а фильм смотрится на одном дыхании. Посмотрим, что скажет зритель.
Л.: Отправляясь в экспедиции на Алтай, например, или Мурманск для съемок, или в другие интересные места, вы проводите время и организуете быт «по-походному» с палатками и кострами или же цените комфорт, чтобы работа была более продуктивной?
В.: Работа есть работа, и если работать, а не отдыхать, то хочется, конечно, максимального удобства. На съемках мы всегда существуем в жестком графике, выбирая из двух гостиниц, мы останавливаемся на той, которая ближе к съемочным локациям, а значит, позволяет группе поспать пусть на полчаса, но дольше. На Алтае на съемках фильма «Путешествие к центру Земли» наш рабочий день, как правило, начинался в 6:30 утра, а заканчивался ближе к полуночи. Там, правда, такие расстояния огромные, что привязаться к локациям невозможно, мы в дороге проводили часы – на вертолетах летали к самой границе с Монголией, были на Телецком озере и на Белухе. Поэтому спать и отдыхать после сложнейших съемок и перелетов хочется все же в комфорте. На Алтае, например, мы жили в удобном новом комплексе Altay Resort, который и от Горно-Алтайска недалеко расположен, и вертолетной площадкой оборудован.
Л.: Ваша любовь к истории авиации и небу получила продолжение не только на экране, но и в жизни. Вы ведь давно профессионально увлекаетесь парашютным спортом?
В.: О моем увлечении парашютным спортом исписаны многие километры диктофонной пленки. Да, меня всегда влекло небо. И в самый свой первый прыжок я почувствовал, как это здорово. Дыхание, воздух, свободное падение. Это были замечательные ощущения. Но постепенно, конечно, приходит навык, появляется подсчет прыжков, наблюдения за техникой. Я уже говорил, что после совершения прыжка вы не становитесь другим человеком, вы лишь приобретаете определенные навыки. Хотя есть те, кто никогда не решится на второй прыжок, все-таки определенная смелость и, скажем так, мироощущение необходимы для этого увлечения. Я не останавливаюсь на достигнутом и все время иду дальше. В последнее воскресенье мая мы сделали очень хороший 3D-прыжок – это один из первых для меня. Собрать в воздухе такую фигуру, которую сделали мы с друзьями, не очень сложно, но выглядит она крайне эффектно. И все, кто видит фотографии, кричат: «Вау!!!» А ты наслаждаешься и признаешься потрясенным гражданам, что ничего в этом деле нет супер сложного.
Л.: Валдис, ваша любовь к теме авиации, к парашютному спорту известна вашим поклонникам давно. Но все же на телевидении мы привыкли вас видеть в жанре развлекательном. Что привело вас в документалистику?
В.: Я уже не раз говорил, что всему виной мое философское образование. У меня особое отношение к истории, и мне всегда хотелось этим отношением поделиться. Мои картины – не только про авиацию (документальные проекты телеведущего «Путешествие к центру Земли» о путешествии на Алтай и «Самый умный в мире небоскреб», посвященный комплексу зданий МГУ, недавно показали на канале «Моя Планета». – прим. ред.). Мне кажется, истории про достойных интересных людей – вневременные и вневозрастные. Если вам рассказывают интересно, вы будете слушать. А рассказывать истории я умею (улыбается).
Л.: Когда вы заканчивали философский факультет, могли ли предположить, что пойдете по другой стезе, как шоумен, телевизионный продюсер?
В.: Все в моей жизни оказалось взаимосвязанным и все происходило и происходит не просто так. Авиация всегда была мне интересна, и после окончания школы я всерьез раздумывал, не сделать ли ее своей профессией, так что нельзя сказать, что стезя изменилась коренным образом. Кроме того, студенческие годы были украшены игрой в студенческом театре МГУ, где я познакомился с Алексеем Кортневым и будущей группой «Несчастный случай». Наша встреча оказалась судьбоносной, а творчеству мы посвящали все возможное время. И даже то, что я сейчас в своих документальных проектах выступаю таким «рассказчиком», через призму восприятия которого показаны те или иные исторические события, связано с моим образованием, мне приходится размышлять, подводить к выводам, помогать сделать верные заключения. Мое философское образование тут очень даже пригождается.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl