Психология цвета
По цветовой гамме, преобладающей в одежде, аксессуарах, предметах интерьера, можно многое сказать о человеке, его темпераменте, внутреннем мире, состоянии. О том, как цвета влияют на нас, рассказал психолог Евгений Идзиковский
Человеческий мозг мыслит цельными образами. О чем бы мы ни подумали, в голове рисуются картинки, слышатся звуки, голоса, возникают ощущения, могут появляться запахи и вкусы. Иногда что-то из этого преобладает, но чем важнее событие или идея для нас, тем более полным становится образ. Чаще всего первой и основной составляющей является именно визуальная. Мы с удивлением можем отметить, что возникает не совсем то же изображение, что мы видим в реальной жизни. С помощью цвета, яркости, форм наш мозг как будто кодирует человеческие переживания и оценки.
Вспомни неприятного человека или грустное событие. А теперь, наоборот, что-то радостное. Цвета отличаются. Даже если совпадают сезон, время суток и освещение. Когда мы смотримся в зеркало или видим других людей, наше восприятие радикально отличается в зависимости от цветовой гаммы. Каждый цвет воспринимается по-своему в разные моменты жизни и даже просто в течение дня. В начале XX века это подметил психолог Макс Люшер. Он создал цветовой тест, который в наши дни используют для быстрой диагностики психологических состояний. Конечно, во всех культурах есть своя история, поэтому в каждой стране тот или иной цвет может трактоваться по-разному.
Изучив психологию цвета и значение оттенков, ты сможешь лучше разбираться в людях и самой себе
1Черный
Физически это отсутствие света. Но мы все равно реагируем на черный цвет: в психологии его связывают с властью, элегантностью, часто со спокойствием, тишиной.
Нотки серебра усиливают «благородство». Но есть и негативная сторона – смерть, траур, несчастье, зло. Русский язык только усиливает эти ощущения: темные делишки, темная сторона, черное сердце и так далее. Почти все словесные ассоциации будут неприятными. Как и связанные с черным цветом чувства – зависть, обида, страх, печаль.
На терапевтических сеансах часто приходится работать именно с негативными переживаниями (действительно, зачем приходить к психологу, если у тебя все замечательно!). Специалист просит человека рассказать о своих чувствах, чтобы они приобрели некоторую материальность и с ними стало проще взаимодействовать.
Если у этих чувств есть цвет, то он, как правило, довольно темный. Изредка красного спектра. Черный цвет в одежде достаточно красноречиво характеризует человека. Конечно, если это системный, а не разовый выбор (ведь у каждой женщины в гардеробе есть «маленькое черное платье»). Чем темнее одежда, тем в большем эмоциональном дискомфорте живет человек. Это хорошо видно на контрасте «до и после» терапии.
Когда проработаны все проблемы и восстановлено моральное состояние – люди меняют свой гардероб. Им хочется одеваться светлее и ярче. С помощью одежды мы выражаем свою личность, свое состояние. А если мы счастливы – зачем надевать черное?
2Фиолетовый
Этот цвет в психологии символизирует независимость, желание самовыразиться и самоутвердиться. Часто его выбирают феминистки, которые активно отстаивают идею равенства полов. Люди, предпочитающие фиолетовый, обычно являются интересными личностями.
Еще это цвет таинственности. Он сразу добавляет какую-то загадку, волшебство. Но если его много, то образ темнеет, может создавать ощущение давления и разочарования одновременно. А в небольших дозах – это роскошь и мудрость. Интересно, что многие воспринимают этот цвет как вызов, связывают его с властью и высокомерием. Исторически фиолетовые красители были самыми дорогими, поэтому такую одежду могли себе позволить только короли и солидные господа.
3Синий
Воздействие на психику зависит от его оттенка. В психологии синий и голубой влияют на нас совершенно по-разному. Ярко-синий цвет активизирует умственную деятельность, делает человека возбужденным, импульсивным. Именно поэтому эмоциональным людям нужно относиться к таким оттенкам с осторожностью. А голубой и глубокий синий, наоборот, связаны со спокойствием и умиротворением.
Этот цвет, который наряду с зеленым в естественной природе мы видим чаще всего, – чистое небо, вода. Он нас успокаивает. Большинство людей расслабляется, глядя на синий цвет. В некоторых техниках гипнотизации специально просят воображать себе бескрайний синий простор.
Еще 150 лет назад в обществе считалось, что маленьким мальчикам не подходит голубой. Это слишком нежный цвет, поэтому его выбирали для девочек, а «мужским» считался розовый! Потом все перевернулось. Возможно, это связано с тем, что синий стал очень официальным. Это самый частый цвет для любой деловой и государственной формы.
Синий ассоциируется у нас с надежностью, силой, спокойствием, а также холодностью, формальностью. Голубой добавляет легкости и нежности. Исследования показали, что если ты хочешь получать больше внимания от мужской аудитории, то лучше выбирай синюю рубашку, блузку. А если стремишься найти взаимопонимание с женщиной – отдавай предпочтение коричневым оттенкам. В помещениях, выкрашенных в синий, люди лучше работают и меньше хотят есть. Возможно, потому, что этот цвет редко ассоциируется у нас с нормальной едой – скорее с испорченной, заплесневевшей.
4Красный
Он вызывает максимальные эмоции. Это цвет опасности и крови. В языковых культурах постепенно появлялись цвета, и красный – самый древний из всех. И в определенном самый важный. Хочешь привлечь к себе внимание? Используй красный. Чем он ярче и насыщенней – тем больше эффект. Здесь нет четкого деления на «хорошо и плохо»: это, скорее, призыв к действию. Бей, беги, занимайся любовью. Это довольно смелый цвет. Далеко не каждый человек будет использовать в повседневной одежде алый или ярко-красный. Это заявка на лидерство и сильные внутренние качества, агрессию, доминантность.
При этом красный очень противоречив. Некоторые его оттенки дают тепло и уют. Но стоит чуть-чуть изменить тон – и вот мы уже видим предупреждение и опасность. Вспомни дорожные знаки – не зря в них используют красный (например, «кирпич»). Если связывать цвет с чувствами, то в нашем восприятии красные тона символизируют гнев (не злость – она чаще всего черная), страсть, энергию. Теплое розовое свечение может быть нежностью, а ровный сильный красный – большой любовью. Но поаккуратней с ним в интерьере – красный ускоряется метаболизм, но и повышает кровяное давление.
5Зеленый
Это цвет травы, растительности. Он помогает расслабиться, успокоиться, свободно вздохнуть. Позволяет не опустить руки, а почувствовать прилив сил, второе дыхание. Зеленый – очень живой цвет. Его главное «назначение» – развитие. Быстрое, динамичное. Во многих графиках, с помощью которых организации отображают положение дел, как правило, красным отмечают спад (главный фокус внимания), синим – план (желаемое), а зеленым – подъем, продвижение (показатель, означающий, что «все хорошо»).
Черный противопоставляет, красный заявляет о себе, синий предлагает сыграть в формальную игру, а зеленый дружит со всеми. В нем почти нет конкурентности и борьбы. Импрессионисты любили ставить красный и зеленый рядом, чтобы порождать наиболее сильные эмоции у зрителя. Это дополняющие цвета, они «раскачивают» друг друга
Подобрав оттенки, можно создать конфликт или жизнь. Или то и другое. Зеленый в сочетании с золотым тут же ассоциируется с богатством и солидностью. А вот в тандеме с коричневым он приобретает совсем иное звучанием – благородно, стильно, но без лоска.
Прием пищи в помещении с зелеными стенами будет довольно комфортным. Зеленый цвет в психологии считается положительным. Люди, которые его выбирают, обычно дружелюбны, открыты к общению. Они отличаются упорством, стремлением к росту и развитию.
6Желтый
С психологической точки зрения, желтые цвета в одежде выбирают люди, которые не сомневаются в себе, уверенно идут к своей цели и не зацикливаются на проблемах. Это самый жизнерадостный (наряду с оранжевым) цвет, который напоминает нам солнечные лучи. Согласно многочисленным опросам, у 90% людей радость ассоциируется именно с желтым. При этом можно совместить его с черным и получить (в зависимости от оттенков) как мрачный, так и жизнеутверждающий образ. Но добавь голубой – и будет одно из самых приятных для глaза сочетаний.
Желтый цвет редко выступает основным, он, как правило, делает акценты: причем способен превращать страшное в ужасное, а «милую приятность» – в настоящее счастье. В психологии этот цвет означает спокойствие и оптимизм. Люди, которые в повседневной жизни выбирают желтый, обычно коммуникабельны, уверены в себе, любят веселиться, активно проявляют инициативу при решении тех или иных вопросов.
Попробуй сделать интересное упражнение. Закрой глаза и представь, что с макушки до пяток тебя очень медленно начинает заполнять золотое свечение. Возможно, ты с удивлением заметишь, что какие-то островки тела обладают собственными цветами. Когда до них доходит свечение, у тебя вспыхивают воспоминания. Может быть, ты станешь реагировать на это неожиданным образом. Можешь захотеть смеяться, плакать или сжать кулаки – это нормально. Просто заполни себя этим светом. Потом повтори упражнение еще раз, добавив интенсивности. Побудь в этом состоянии 30 секунд и сделай его снова.
В этот раз где-то в районе солнечного сплетения представь максимальную яркость, как будто там появляется маленькое солнышко. Ты почувствуешь легкое тепло и заметишь, что тело само начинает расслабляться, а твое состояние постепенно меняется. Все дело в том, что наш мозг очень чувствителен к воздействию тех или иных оттенков.
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl