Николай Цискаридзе: «После балета для меня любая профессия очень простая»
Он называет себя гением. Конечно, с иронией. Хотя… Николай Цискаридзе – выдающийся артист мирового балета конца XX века. После завершения карьеры он стал преподавать, вот уже 9 сезонов возглавляет Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой. Цискаридзе известен своей принципиальностью, прямотой и резкими высказываниями, но в то же время он очень справедливый и искренний человек. От чего у такого профессионала может дрожать голос, чем в свое время его поразила принцесса Диана и можно ли пробиться без таланта в большой балет, Николай Цискаридзе рассказал в онлайн-шоу социальной сети Одноклассники «ОК на связи!». Делимся яркими моментами.
Николай, вы выступали перед многими высокими гостями, в том числе перед леди Дианой, королем Испании Хуаном Карлосом. Каково это?
Ажиотажа нет, разве что проход в театр сложнее, много людей в штатском вокруг вас. Еще играют гимны перед началом. Все это занимает время, а мышцы уже разогреты. Тело артиста в музыкальном театре – инструмент, который настраивается, чтобы в определенный момент выдать результат. Но это такая работа. Больше запоминаются впечатления от гостей. Например, когда Диана вышла на сцену, она была в миллиард раз интереснее, чем на экране, с бесподобным чувством юмора. К тому же в Москве еще не было брендов – один сплошной рынок, а Диана была одета по-другому, очень приятно. Что касается короля Испании, он легкий в общении, разговаривал, как будто сто лет меня знает. Никакого снобизма.
Сейчас модно рассуждать о смене поколений. Отличаются ли сегодняшние абитуриенты от тех, кто поступал лет десять назад?
Современные дети вообще сильно отличаются. Глобализация, доступность информации, раннее взросление изменили мир. Например, никто никому не пишет записки, не ждет у подъезда. Все это ушло в Мировую паутину. Но в то же время они не знают некоторых вещей и не подозревают об их существовании. Мне кажется, что это обедняет чувства, воображение. Дети тяжело запоминают и очень быстро выкидывают все из головы. Тенденция времени. Я не даю оценку. К этому надо пристраиваться, нам пристраиваться, а не им.
В связи с этим меняются ли принципы отбора в Академию?
Музыкальная, цирковая, танцевальная профессии и принципы их обучения никогда не будут меняться. Например, что бы человек ни делал, мышца вырастет в определенном возрасте, здесь нет другого подхода.
Артист должен хорошо знать произведение, в котором участвует?
Когда я пришел в театр, нам давали книжечки с правилами поведения. Один пункт гласил: «Артист обязуется знать содержание спектакля, в котором участвует, до конца». Меня тогда это удивило, что кто-то может не знать. Оказывается, сплошь и рядом. Но все-таки, если вы в любой профессии хотите что-то сделать, нужно быть профессионалом. А любой профессионал – не всегда приятный и порядочный, но, как правило, очень глубокий человек.
Балет – это дисциплина и муштра, но сейчас выросло поколение, которому поперек слово не скажи, надо мягко, линейкой бить нельзя. Приходится ли здесь искать подход?
Всем сразу объясняю – это мой класс, и здесь действуют мои правила. Если не нравится – дверь там. Я вообще за жесткое воспитание. Просто если вы сразу не объясните ребенку, что любая свобода заканчивается там, где начинается свобода другого, то никогда не сможете в человеке ничего воспитать.
Какой процент студентов доходит до выпускных?
Мы принимаем 60 человек, выпускается около 40. Если быть честным, то я бы выпускал только 20. У меня отношение к балбесам очень неважное. Не потому что я злой. Просто они мне столько помешали в жизни. Соревноваться с такими людьми глупо – в любой профессии есть каноны, по которым определяется, кто лучший. Уравниловки быть не может.
Можно ли достичь в балете высот без таланта, но благодаря упорству и работе?
Сейчас можно всё! Многое зависит от того, кто руководит коллективом. Когда я пришел в театр, балетом руководил великий Григорович. Без красоты и способностей шансов у ребят просто не было. Хоть упахайся! А сейчас…
В Большом театре в «Лебедином озере» танцует балерина, объем фигуры которой больше, чем у меня нынешнего. С такими параметрами, весом ей просто физически невозможно исполнить хорошо роль. Также как, например, артистка, исполняющая роль Лебедя, не может быть с короткой шеей и короткими руками. Чья бы она племянница или любовница ни была.
Наоми Кэмпбелл действительно брала у вас уроки?
Мне позвонили и сказали, что Наоми Кэмпбелл едет ко мне в класс вместе со съемочной группой. Она шла на «Шоу Опры Уинфри», и одна из частей сюжета была о том, что мечта Наоми – заниматься балетом. Она была очень любезна, а когда устала, то встала на колено и поцеловала мне руку. Это было неожиданно.
Почему раньше 10 лет детей в балет приводить не нужно?
В профессиональный – да. Но можно заниматься любительским. Я не понимаю тех родителей, которые обрекают своего ребенка на дикие нагрузки. Например, девочек в балете заставляют вставать на пальцы, делать какие-то сложные элементы. Но кости, хрящи не срослись еще у ребенка, поэтому травмы остаются навсегда и никогда не залечиваются. Я большой противник этого.
С каких спектаклей лучше всего начинать знакомиться с балетом?
Для ребенка «Щелкунчик» либо «Спящая красавица». Моя мама отвела меня в театр в 3 года, рассказала содержание, что такое увертюра, предупредила, что здесь не поют, а сюжет передан посредством пластики. Я хорошо помню этот день, мне очень понравился сам театр, ложа, люстра, спектакль.
Какой фильм посоветуете посмотреть, чтобы узнать больше о балете? Какие книги прочесть?
Фильм «Анна Павлова» режиссера Лотяну – безумно интересная история, сделанная качественно и с голливудским размахом. Есть еще замечательный документальный фильм «Танцует Майя Плисецкая» Катаняна. Что касается книг, то это биография Галины Улановой «История одной девочки».
Недавно вышла ваша книга «Мой театр». Почему именно такую фотографию выбрали для обложки?
С чем я ассоциируюсь? С Большим театром! Поэтому так.
В книге вы называете Большой театр «Великим Театром конца XX века». Именно так, с большой буквы. Но если Великим он был тогда, то сейчас...?
Просто Большой. Театр – не здание, также как Академия, я всегда это подчеркиваю. Это люди. Люди, которые служат на сцене и за сценой. Я счастливый человек, потому что коллектив, куда я вошел после школы, весь состоял из величайших профессионалов: начиная от тех, кто просто ставил декорации. Все те, кто встретились мне на пути, что-то сделали в профессии. Сейчас… я даже не знаю, кого назвать.
Вы стали ведущим программы «Сегодня вечером» на Первом канале. Как выглядело приглашение на проект?
много лет приходил на эту программу, со многими людьми из съемочной группы знаком. И однажды мне позвонила редактор программы, предложила провести выпуск, посвященный 9 Мая. Это была разовая история, которая переросла в постоянную.
Волновались?
В первой программе – да. И тема очень сложная – Великая Отечественная война. Я терпеть не могу пафос. Но у меня есть большое уважение к памяти о тех событиях. Голос дрожал. Потом втянулся. После балета для меня любая профессия очень простая. Физический труд и концентрация, которая нужна была в моей работе, не сравнится ни с чем.
Ваша мама гадала на картах и могла предсказывать будущее. Что-то в вашей жизни сбылось?
Не только на картах, но и на кофе. Почти все сбылось! Мама даже предсказывала мне номер билета на экзаменах. Я над ней часто подшучивал, дразнил ее, но когда экзамен приближался, говорил: «Ну посмотри». Она заставляла выучить меня все, но перед выходом называла мне номер. Я шел и доставал именно этот билет.
Вы очень любите сладкое. Не переживаете из-за фигуры?
Я 30 лет был одним из самых стройных, атлетически сложенных людей на Земле. Сейчас могу позволить себе делать все, что хочу. Дань физической культуре отдана.
Журнал «Лиза» рекомендует Николай Цискаридзе «Мой театр»
Запись эфира доступна в официальной группе «ОК на связи!» в одноклассниках.
Фото: PR.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl