Управляет ядерным реактором и читает Достоевского. Интервью со студенткой Томского Политеха Алиной Горбуновой
Студентка Томского политехнического университета (ТПУ) Алина Горбунова стала первой в России женщиной, получившей разрешение на управление исследовательским ядерным реактором. «Сноб» поговорил с ней об особенностях работы, запрещенных для женщин профессиях и феминизме
Почему вы решили заняться ядерной физикой?
С девятого класса я училась в лицее в Кемеровской области и там заинтересовалась химией и физикой. С будущей специальностью определялась долго, не знала, чем именно хочу заниматься. В конце концов решила, что моя тема — ядерная физика (тогда я думала, что это что-то между физикой и химией). От школы я ездила в Томский политех на интеллектуальные командные игры. Вуз мне так понравился своей атмосферой и расположением, что никаких сомнений в том, куда подавать документы после школьного выпускного, у меня не было. Выиграла олимпиаду по химии — и поступила.
Оказалось, что ядерная физика — совсем не физика и совсем не химия. Это совершенно особенная, безумно интересная наука с необыкновенными законами. За все годы учебы ни разу не пожалела, что пошла именно на это направление. Сейчас учусь в магистратуре по программе «Ядерные реакторы и энергетические установки», которая преподается на английском языке.
На четвертом курсе я узнала от магистрантов и аспирантов, что работать инженером по управлению на реакторе можно с дипломом бакалавра. Для этого нужно связаться с начальником реактора и подать резюме. Это было первое, чем я занялась, когда получила диплом. Главная сложность была как раз в том, чтобы не бояться и проявить инициативу.
Чтобы получить доступ к управлению реактором, высдавали девять экзаменов. Каких?
Сначала мы полгода стажировались: меня и двух моих теперь уже коллег учили работать на самом реакторе. Потом были внутренние экзамены: наши знания оценивали главный инженер, начальник службы эксплуатации и начальник смены. Экзамены сдавали абсолютно разные: примерно 30% из них были похожи на теоретические вузовские, остальные 70% непосредственно связаны с работой реактора. Знать его устройство нужно было от и до, вплоть до мельчайших деталей.