Постколониальный док и борьба с зависимостью: лучшие женские работы на Берлинале
С 15 по 25 февраля в Берлине проходил 74-й Берлинский международный кинофестиваль, на котором зрителям показали 239 работ. Доля женщин-режиссеров при этом составила 39%. Forbes Woman рассказывает о фильме-победителе смотра, а также о других работах женщин, которые заявили о себе на Берлинале
«Дагомея»
Dahomey
Режиссер: Мати Диоп
Жюри под председательством актрисы Лупиты Нионго присудило главный приз фестиваля документальному фильму «Дагомея», который сняла французский режиссер сенегальского происхождения Мати Диоп. Второй год подряд «Золотого медведя» получает документальная работа. Диоп дебютировала в кино в конкурсе Каннского фестиваля с фантастической картиной «Атлантика», и такой резкий переход к сухой документальной форме довольно неожиданный. Правда, без фантастики в повествовании все равно не обошлось.
В ноябре 2021-го, через 61 год после освобождения государства Бенин в Западной Африке от колониальной зависимости от Франции, французы решили вернуть 26 артефактов — из тысяч вывезенных еще в конце XIX века. Некоторые рассматривают это как красивый жест и начало постколониального диалога между угнетенными и угнетателями. Другие считают этот проект издевательством.
Режиссер дает нам посмотреть на происходящее как бы глазами центрального артефакта, деревянной статуи короля Гезо, который в середине XIX века правил королевством Дагомея — оно, в частности, известно тем, что там существовало женское войско. Гезо бережно оборачивают в защитные слои бумаги, кладут в специально сконструированный для него ящик и закрывают крышку. Но дух старого короля просыпается и начинает говорить со зрителем о возвращении из «цивилизованного мира» к себе на родину.
Небольшой фильм чуть более часа длиной поднимает целый букет тем. Вернувшиеся в Бенин артефакты дают возможность местным жителям узнать больше об истории и идентичности своего народа. Мати Диоп избирает в качестве центрального персонажа короля Гезо не просто так — он достиг процветания благодаря колонизации прилегающих к его королевству территорий и работорговле. Конечно, гораздо приятнее происходить от амазонок, чем от кровавых диктаторов, но даже этот небольшой эпизод показывает нам, что в истории нет черного и белого.
«Планета Джанет»
Janet Planet
Режиссер: Энни Бейкер
«Планета Джанет» — дебютный фильм пулитцеровского лауреата и талантливого драматурга Энни Бейкер. Он настолько тихий и ненавязчивый, что его проще представить в программе какого-нибудь американского фестиваля, чем политизированного Берлинале. Надо сказать, что именно в родной Америке картина и начинала свой путь — впервые ее показали на фестивале в Теллурайде (штат Колорадо) в прошлом году, — но теперь дошла и до Европы.