Бунт пупсиков
Он не хочет убирать за собой, учиться, а на все замечания отвечает дерзко – он же личность, имеет право на собственное мнение! Что можно позволять ребенку, чтобы не задавить его индивидуальность, а что стоит пресекать – ему же во благо?
Сегодня родители с рождения ребенка стремятся относиться к нему как к личности. С одной стороны, такой подход позволяет детям развить свои способности и сформировать яркие индивидуальные черты характера. С другой – малышу предоставляется свобода в таких масштабах, которой он далеко не всегда может правильно распорядиться. Должны ли быть какие-то табу, кроме элементарных требований безопасности? Какое поведение стоит пресекать и корректировать?
Творческий беспорядок
Аккуратно сложенные игрушки и книги, висящая на плечиках в шкафу чистая одежда – сладкая греза родителей, которая редко становится явью. Обычно дети не слишком заботятся о чистоте и порядке, и все попытки заставить их раскладывать вещи по полочкам и обходить стороной лужи обречены на провал. Однако необходимо приучить ребенка к мысли, что регулярная уборка связана не столько с соображениями эстетики и дисциплины, сколько с безопасностью и здоровьем. То же самое касается одежды, прически и других вещей.
Установи такую частоту уборки, которая не была бы слишком напряжной для ребенка, но позволила бы поддерживать комнату в порядке, чтобы она не превратилась в склад ненужных вещей и рассадник заразы. Предположим, договоритесь, что раз в неделю он будет протирать пыль, выкидывать лишние бумажки и другой мусор, а также наводить порядок перед приходом гостей.
Объясни, почему важно каждый вечер убирать игрушки. Это очень простые требования к поддержанию порядка: их соблюдение займет у него считаные минуты, зато поможет избежать и ему, и другим домочадцам неприятностей. Например, наступив на разбросанные детали конструктора, можно получить травму, а валяющиеся на полу мишки собирают столько пыли-грязи, что их страшно в руки брать – можно что угодно подхватить.
Приведи в качестве довода и материальную выгоду от поддержания порядка. Те же детали конструктора, мелкие игрушки и даже его любимый планшет, с которым он не расстается, можно случайно раздавить. А если на фломастеры не надевать колпачки, они быстро высохнут. Так беспорядок приведет к тому, что ребенок останется без развлечений и будет ждать, пока родители не смогут купить ему новые вещи.
Наглядный пример. Пыль и грязь ребенка не смущают – он их не замечает. Чтобы мотивировать его на уборку, покажи, как выглядит пыльный ковер под микроскопом или сколько микробов собирается на оставленном огрызке яблока.
Свобода чужого носа
Еще одна проблема, с которой часто сталкиваются родители, – слишком вольное поведение ребенка. Но если в семье можно закрыть глаза на его неуправляемое буйство и простить дерзости, то внешний мир такого не потерпит – он требует соблюдения чужих границ. Как говорят англичане, свобода моего кулака заканчивается там, где начинается свобода чужого носа. Игнорирование этого правила приводит к появлению таких трендов, как «яжемать» и «онижедети», и активному сопротивлению им со стороны окружающих. Чтобы избежать постоянных конфликтов, важно научить ребенка соблюдать дистанцию в общении с людьми.
Не приводи в качестве аргументов такие «постулаты», как «Со взрослыми нужно разговаривать вежливо», «Старших надо уважать». Лучше покажи негативные последствия нарушений правил общения. Объясняя, почему не стоит «тыкать» взрослым, сошлись на традицию, которая давно у нас сложилась. Если он не будет ее соблюдать, многим это не понравится: причем достанется вам обоим – его будут считать грубияном, тебя – нерадивой матерью. Насмотревшись американских фильмов, ребенку может быть сложно понять, почему им можно (и это звучит круто!), а нам нельзя. Поясни, что в разных странах свои правила, культура, язык, и то, что в одной считается нормой, в другой недопустимо (можно и нарваться!). И в каждой есть свои законы, определяющие уважительную дистанцию. Так что во избежании проблем попроси ребенка «выкать» посторонним взрослым, а у знакомых можно спрашивать разрешения обращаться к ним на «ты» или по имени. Далеко не все женщины хотят называться Марьиванной, а тем более тетей.
Ребенок постоянно мешает окружающим? «Отзеркаль» ему его поведение, приведя в пример ситуации с обратной стороны. Понравилось бы ему, если бы другие пассажиры барабанили ногами по спинке его кресла? Приятно ли ему есть в кафе, когда рядом носится и визжит малышня, скидывая с вашего стола тарелки? Яркое воображение ребенка может помочь ему начать более чутко относиться к окружающим.
Ребенок – чуть что не по его – начинает злиться и размахивать кулаками? Чаще показывай ему свое неприятие агрессии при возникновении конфликтов. Расскажи, как порой люди в запале наносят другим серьезные травмы, что заканчивается плачевно для обеих сторон. Может быть и обратная ситуация: противник оказывается сильнее и дает сдачи! Поэтому конфликт стоит решать с помощью поиска компромисса.
Это нам не задавали
Многие мамы более ответственно относятся к выполнению школьных заданий, чем сами дети, которым они, собственно, и адресованы. Речь идет не только о «домашке», но и о списке рекомендованных книг для чтения летом, тематике рисунков, комплексе упражнений, предложенных тренером.
Дети склонны четко разделять задания на те, которые преподаватели точно будут проверять и оценивать, и те, которые кажутся им «необязательными». Ребенок не принимает в расчет такие параметры, как польза для развития кругозора, тренировка и поддержание важных навыков, облегчение усвоение нового материала в будущем. Поэтому, если ты хочешь убедить его в том, что задание необходимо выполнить, придется наглядно продемонстрировать имеющиеся причинно-следственные связи. Твои объяснения не только мотивируют ребенка, но и помогут ему творчески подойти к делу.
1. Попробуй превратить задание в игру
Часто достаточно не делать акцент на том, что ребенку надо отработать какой-то навык (чтения, письма), а просто включить его в сюжет его любимых занятий. Играя в школу, можно зачитывать куклам правила правописания (и повторить их пару раз – пупсы-дети такие бестолковые!). А для запоминания стихотворения придумать веселую ритмичную мелодию.
2. Привлеки свои актерские способности
Изобрази жгучий интерес к заданию, которое дали ребенку. Это поможет ему эмоционально заразиться от тебя, загореться и принять участие в том, чем так увлечена его мама.
3. Подумай: а так ли это надо твоему ребенку?
Прежде чем убеждать его, что задание необходимо выполнить, постарайся определить собственное отношение к поставленной задаче. Действительно ли это принесет пользу ребенку? Связано ли задание с его интересами и теми знаниями, которые у него имеются? Соответствует ли оно его способностям и твоей концепцией воспитания? Возможно, честно ответив на эти вопросы, ты согласишься с ребенком, что эта «ерунда» никому не нужна.
Фото: kolyadzinskaya/Fotolia.com, ShutterStock/Fotodom.ru.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl