McDonald's откроет рестораны только для доставки. Как это изменит рынок еды?
Крупнейшая в России сеть быстрого питания задумалась над запуском dark kitchen — локальных кухонь, которые готовят заказы только для службы доставки. Зачем ресторанам точки в спальных районах и как эта бизнес-модель изменит рынок общепита?
Dark kitchen — новый для российского рынка формат, но его уже осваивают несколько крупных игроков. Помимо McDonald's, о планах которого первым сообщил «Коммерсантъ», локальные кухни использует «Яндекс.Еда», модель изучают «Росинтер» (рестораны «IL патио», «Планета суши», TGI Fridays и др.), «Теремок» и «Шоколадница», по такой схеме пробовал работать и Delivery Club. Формат также лежит в основе бизнеса нескольких заметных стартапов — «Кухня на районе», «ВкусЛаб», «Много Лосося» и др. У dark kitchen большие перспективы: за рубежом аналогичные проекты привлекают десятки миллионов долларов инвестиций. Forbes поговорил с участниками рынка и экспертами о будущем формата.
«Люди не понимают, почему они должны ждать»
McDonald's, под чьим управлением в России работает больше 680 ресторанов, все сложнее справляться с потоком онлайн-заказов — именно этим вызван интерес ресторанов к локальным кухням, говорят эксперты (представитель McDonald's на запрос Forbes не ответил). По словам управляющего партнера Delivery Club Руслана Гафурова, пики спроса на заказы в ресторанных залах и в доставке совпадают, что создает операционные трудности. «В ресторанах, где доля доставки в выручке достигает 30-35%, кухня действительно не успевает обрабатывать онлайн- и офлайн-заказы. И мы сейчас в раздумьях, кому отдать приоритет. Люди не хотят понимать, почему курьер «Яндекс.Еды», должен получить заказ быстрее, чем они, честно пришедшие и отстоявшие в очереди», — подтверждает Михаил Гончаров, основатель сети ресторанов «Теремок».
Такая ситуация на рынке сложилась из-за бурного роста сегмента доставки готовой еды, говорит партнер инвестиционной компании «Фридом Финанс» Александр Овчинников. Кроме положительных сигналов это создает дополнительную нагрузку на рестораны и негативно влияет на эффективность их бизнес-процессов. «Растет время ожидания заказов офлайн-потребителей, что может привести к падению лояльности клиентов», — объясняет Овчинников. Тренд подтверждают и показатели лидеров рынка доставки: выручка Delivery Club по итогам 2018 года увеличилась на 48%, а число заказов через сервис «Яндекс.Еда» только за декабрь 2018 года превысило планку в 1 млн.