Что известно о самолете Sukhoi Superjet 100, потерпевшем крушение в Шереметьево, и почему его критикуют
СК РФ начал расследование катастрофы самолета Sukhoi Superjet 100 в аэропорту Шереметьево: из-за пожара, начавшегося после неудачной аварийной посадки, погибли 41 человек из 78. Среди возможных причин называют технические проблемы "Суперджета", человеческий фактор и неблагоприятные погодные условия. Esquire разобрался, почему общественность волнует именно возможная техническая исправность самолета и почему проект Sukhoi Superjet 100 встретил так много критики.
Вечером 5 мая в аэропорту Шереметьево потерпел крушение самолет "Аэрофлота" Sukhoi Superjet 100 с 78 пассажирами на борту. В результате трагедии погиб 41 человек, в том числе двое детей. Самолет совершил жесткую посадку и трижды ударился о поверхность взлетно-посадочной полосы — предположительно, в результате удара топливо из баков разлилось и вспыхнуло, охватив заднюю часть фюзеляжа. Основные версии жесткой посадки — недостаточная квалификация пилотов и диспетчеров, а также техническая неисправность и неблагоприятные погодные условия. Пассажиры покидали лайнер по надувным трапам. Во время эвакуации погиб бортпроводник "Аэрофлота" Максим Моисеев. По данным осведомленных источников ТАССа, он до последнего не выходил из самолета, пытаясь открыть дверь в горящем хвосте лайнера для спасения пассажиров.
Вскоре после катастрофы в Шереметьево одной из главных обсуждаемых тем стала безопасность Sukhoi Superjet 100. Не в последнюю очередь этому способствовали многочисленные сообщения о неисправностях "Суперджета", нехватке и долгой поставке запчастей при поломках, из-за которых самолеты простаивают, а также недовольство авиакомпаний-эксплуатантов дорогим обслуживанием и высокой себестоимостью перевозок. В Госдуме уже заявили, что будут добиваться снятия самолетов Sukhoi Superjet с полетов, в то время как в Минтрансе заявляют, что оснований для приостановки полетов SSJ-100 нет.
Мы собрали все, что известно о российском лайнере и попытались разобраться, на чем базируется критика.
Sukhoi Superjet 100 — российский магистральный 100-местный самолет, сконструированный компанией «Гражданские самолеты Сухого» при участии ряда иностранных компаний — в частности, американской Boeing, итальянской Alenia, французской Snecma и других. Это первый пассажирский лайнер, разработанный в России после распада Советского союза. Первым и крупнейшим эксплуатантом SSJ стала российская компания "Аэрофлот". Первый полет "Суперджета" состоялся в мае 2008 года, а в 2011 году был введен в серийную эксплуатацию первый серийный самолет.
Средний налет "Суперджетов" в России в 2017 году составил 3,3 часа в сутки. Это очень мало: для сравнения налет бразильского Embraer E170, основного конкурента Superjet, составил около шести 6 часов в сутки, у Boeing и Airbus — около 10 часов в сутки. Эксперты объясняли это прежде всего нехваткой запчастей.