«Ближнему нужнее, а вот я перебьюсь»
Истории людей, чьи близкие страдают синдромом жертвы (и достали их этим)
Герои статьи делятся своим опытом общения с родственниками, которые привыкли, убегая от правды, винить обстоятельства в своих неудачах.
Cиндром жертвы, или виктимность – это поведение, которое сформировалось постепенно. Психологи определяют это состояние как психологический феномен, при котором человек чувствует себя беспомощным и перекладывает ответственность на окружающих.
Такое поведение для человека с синдромом жертвы — это способ обезопасить себя, преодолеть страх или избежать травмирующую ситуацию. Ключевые симптомы виктимности – это жалость к себе, пессимизм, обвиняющая позиция и подчеркнутая жертвенность, порой носящая демонстрационный характер. Также такие люди нередко ориентируются на интересы чужих – к близким они могут не испытывать сочувствия.
Герои нашей статьи рассказали, каково это, когда в твоем ближайшем окружении есть люди, склонные защищаться от неудобных ситуаций, ставя себя в позицию жертвы. В том числе они поделились, почему их тяготит такое поведение родственников.
ВАЖНО! Эта статья – не укор людям с виктимностью. Эта статья об опыте людей, которые столкнулись с такой проблемой и решили поделиться своими мыслями на этот счет – тем, что накипело.
Константин, 37 лет
Презираю жену своего брата. Я отношу ее к числу женщин-куриц.
Да, она хозяйственная, хорошо следит за детьми, но совершенно не может действовать в критических ситуациях. В прошлом году мой брат, ее муж, попал в аварию и несколько месяцев был в тяжелом состоянии. Но вместо того, чтобы собраться и начать думать, откуда брать деньги на дорогую операцию, его жена-курица впала в истерику и стала бухать. Отвезла детей к бабушке и пила каждый день, жалуясь всем подряд, какая у нее тяжелая судьба и как ей плохо. Все! Больше ничего она не делала. Кто-то решит, что это просто слабость и чувствительность, но я уверен, что это обычный паразитизм на окружающих и пожизненная роль «жертвы».
Кристина, 27 лет
Мне кажется, у моей подруги синдром жертвы. Сначала я проявляла сочувствие, когда она мне в очередной раз рассказывала, как кто-то несправедливо к ней отнесся.
Но потом поняла, что это странно – куда бы она ни шла, везде ее окружают злые люди, которые только и делают, что портят ей жизнь. Все разговоры сводились к тому, какая она несчастная, сколько у нее проблем. Она могла позвонить мне в ночи и со слезами просить приехать, потому что ей так плохо, так плохо. По факту оказывалось, что все ее проблемы выстраивались на додумываниях или были последствиями собственных действий. Чем дальше, тем больше я чувствовала, что после наших встреч мое хорошее настроение улетучивалось. Сейчас перестала с ней видеться и даже на звонки не отвечаю, максимум могу поддержать недолгую беседу в мессенджере. Это невыносимо. Не удивлюсь, если скоро она кому-то тоже начнет рассказывать про меня – что я ужасная подруга, которая бросила ее в трудный момент.
Елена, 34 года
Моя мама, сколько себя помню, всегда вела себя как ребенок. Если бы не бабушка, наверно, она никогда не смогла бы меня вырастить.
Мало того, что мама очень доверчива, так и оправдывает всех и вся. Даже если с ней поступают как-то плохо. Она никогда не будет отстаивать свои права – просто молча отойдет в сторону. Не раз было, когда у мамы занимали деньги и не отдавали их. Сейчас я понимаю, что люди делали так намеренно, потому что знали, что мама не пойдет их трясти. В таких случаях она говорила: «Не очень-то мне эти бумажки нужны», или «Ближнему нужнее, а вот я перебьюсь». И это еще не все, апогеем маминой жертвенности и желания помочь всем обездоленным стало то, что она притащила к нам домой местную алкашку. Мне тогда было 13 лет. Когда я вернулась из школы и увидела непонятную женщину в своей кровати, начала кричать на маму. Просила, чтобы она ее выгнала, но в ответ услышала: «Ты что? Человеку некуда идти! Она в сложной ситуации. Потеснимся, у нас же крыша над головой есть!» В итоге эта женщина ограбила нас – вместе со своими собутыльниками вынесла буквально все. Никогда не забуду той горечи и того, как мама, сложив руки, села на стул и начала говорить, какая она бедная и несчастная, что весь мир против нее, что справедливости не существует. Я слушала ее и удивлялась – на что она надеялась, если сама делала все, чтобы ее обманывали и пользовались ею? Мама до сих пор так себя ведет. Когда приезжаю к ней и делаю какие-то замечания на эту тему, она начинает психовать – говорит, что я злая, бессердечная. Но после звонит и жалуется, что ею снова воспользовались. Пусть я буду злой, но синдром жертвы у матери мне осточертел.
Ринат, 30 лет
У нас большая семья, и моя тетя всегда думает, что другие родственники строят против нее козни.
Причем поводом для таких мыслей может стать что угодно. Например, недавно ее младшая сестра не смогла прийти на день рождения из-за болезни, но тетя решила, что та намеренно пропустила – потому что за что-то ей мстит. Это недовольство стало спусковым крючком для всех других предъяв. В итоге все, кто пришли на праздник, в том числе я, выслушивали, как мы ей пользуемся всю жизнь, что она нам все отдала, а мы ей – ничего. После начала перечислять все свои болячки и сколько раз в этом году ложилась в больницу, подчеркивая, что все из-за нервов, которые тратит на неблагодарную родню. Я, несмотря на все эти закидоны, все равно люблю тетю. Она неплохой человек, но находиться с ней рядом – наказание. Даже если она сначала хорошо к тебе расположена, это ничего не значит – через полчаса-час и ты можешь оказаться плохим и неблагодарным. Особенно если начнешь говорить, что не все так плохо, что она сгущает краски.
Фото: Syda Productions/stock.adobe.com; ShutterStock/Fotodom.ru.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl