Крупным планом: что происходит с отечественным кинорынком

За минувшие три года кинорынок в России изменился до неузнаваемости. Уход Голливуда, доля которого составляла порядка 70% от всех кассовых сборов в стране, открыл дорогу отечественным кинолентам. Но место американских студий, выпускавших свои фильмы в официальном прокате, очень быстро заняли кинотеатральные пираты.
В рамках тематических недель «Инк» выяснил, какие масштабы получил теневой прокат голливудских блокбастеров в России, какое кино сейчас интересно зрителям, а также что будет определять развитие индустрии.
За минувшие три года кинорынок в России изменился до неузнаваемости. Уход Голливуда, доля которого составляла порядка 70% от всех кассовых сборов в стране, открыл дорогу отечественным кинолентам. Но место американских студий, выпускавших свои фильмы в официальном прокате, очень быстро заняли кинотеатральные пираты.
В рамках тематических недель «Инк» выяснил, какие масштабы получил теневой прокат голливудских блокбастеров в России, какое кино сейчас интересно зрителям, а также что будет определять развитие индустрии.
Выйти из тени
Российская киноидустрия в полной мере ощутила на себе геополитическое давление. Долгие годы в отечественном кинопрокате доминировали кинокартины голливудских мейджоров. В конце 2010-х гг. Минкультуры, которое на тот момент возглавлял Владимир Мединский, активно применяло практику «раздвижки релизов», когда приоритет при постановке фильмов на самые выгодные даты отдавался российским лентам. Но переломить ситуацию не могли даже протекционистские меры.
Ситуацию изменил 2022 год, когда ведущие американские студии прекратили свою работу в России. Это, с одной стороны, открыло окно возможностей для отечественных продюсеров, с другой — стало настоящим вызовом для всей киноиндустрии.
У нас появился свой фильм-чемпион — «Чебурашка». С кассой 6,8 млрд руб. (здесь и далее — данные ЕАИС Фонда кино) он обошел по сборам многолетнего лидера российского кинопроката — первую часть «Аватара» Джеймса Кэмерона (фильм вышел в 2009 году, его сборы составили на тот момент 3,5 млрд руб.).
Но одно осталось неизменным: конкуренция с Голливудом. Пусть уже и не в прежних масштабах. После официального ухода мейджоров нишу занял теневой (нелегальный) прокат фильмов ведущих студий США.
Существует несколько схем теневого кинопроката, но наибольшее распространение получили две: аренда кинозала и так называемое предсеансное обслуживание, когда кинотеатры продают билет на отечественную кинокартину, как правило, короткометражку, а перед ней показывают голливудскую новинку. Схема с предсеансным обслуживанием при этом полулегальная. Данные о показе российского фильма кинотеатры отгружают в ЕАИС Фонда кино, как того требует закон.
В результате наблюдается аномалия: на бумаге короткие метры в нашей стране становятся миллиардерами. Как, например, это произошло с фильмом «Три добрых дела» (кассовые сборы — 1,7 млрд руб.): к ней по предсеансному обслуживанию кинотеатры цепляли такие блокбастеры, как, например, «Аватар: Путь воды», «Форсаж-10», «Оппенгеймер».
Теневой прокат в России составляет на сегодня 10–15% всех киносборов, говорит Вадим Верещагин, гендиректор «Централ партнершип» (входит в холдинг «Газпром-медиа»), крупнейшего в стране кинопрокатчика и одновременно кинокомпании-лидера, — такой статус дает компании право на получение субсидий Фонда кино в приоритетном порядке.
С этой оценкой согласен и главный редактор отраслевого издания «Бюллетень кинопрокатчика» Максим Острый.
Максим Острый
Главный редактор отраслевого издания «Бюллетень кинопрокатчика»
«Общий объем кинопроката в 2024 году составил 42,9 млрд руб., „формальный“ объем „пиратки“ — 4,6 млрд руб. Доступные нам данные носят крайне ограниченный и неполный характер — это лишь суммарные сборы коротких метров, которые отображаются в ЕАИС».
Показом «пиратки» занимается большинство кинотеатров из топ-10, исключения — киносети «Каро», объединенная киносеть «Синема парк» и «Формула кино». В некоторых случаях, по словам Верещагина, удается договариваться и с кинотеатрами, которые показывают «пиратку», не ставить ее на пиковые даты. Например, в новогодний кинопрокат, когда выходят крупные российские релизы, и традиционно — на майские праздники.
Объемы пиратского контента, как говорит Верещагин, уже сокращаются и в перспективе, как прогнозирует он, будут только снижаться.
Вадим Верещагин
гендиректор «Централ партнершип»
«Голливудские мейджоры официально выпускали в России свои фильмы с огромными маркетинговыми бюджетами. У „пиратки“ же продвижения никакого нет, вряд ли кто-то рискнет этим заниматься. В результате зритель знает о выходе голливудской киноновинки и ожидает ее, только если это очень крупные кинокартины, которые студии масштабно продвигают в рамках мировой премьеры. Кроме того, стоит отметить и ценовой фактор: билеты на „пиратку“ дороже, чем на фильмы, идущие в легальном прокате».
Для России с любовью
По итогам 2024 года доля российского кино в отечественном прокате составила почти 65%. Безусловно, свою роль в этом сыграло отсутствие официального Голливуда. Но значимый вклад в достижение такого показателя внесли и отечественные кинематографисты. Если раньше в топ-30 фильмов по сборам, которые, как правило, составляют основную кассу по итогам года, входили преимущественно иностранные фильмы, то сейчас перевес не в их пользу, говорит Верещагин. А в топ-10 по итогам 2024 года зарубежных картин вообще нет, следует из данных ЕАИС Фонда кино (см. график «Самые кассовые фильмы в российском прокате в 2024 году»).