Дефициту бюджета есть простое объяснение
Растущий дефицит федерального бюджета во многом вызван авансовыми платежами по госконтрактам. Минфин не стал ждать конца года, а выдал исполнителям деньги заранее, чтобы ни им, ни бюджету не пришлось нести лишних расходов в условиях высоких ставок

Годовой план по дефициту бюджет уже перевыполнен, а по итогам 2025 года он можета достигнуть 5–6 трлн рублей. Поэтому осенью в Госдуму будет внесен второй блок поправок в текущий бюджет, закрепляющий новый статус-кво по расходам и доходам.
Поднятая в СМИ шумиха вокруг дефицита основана на предварительных оценках Минфина, касающихся исполнения федерального бюджета за полугодие и за январь–июль 2025 года. Согласно данным ведомства, расходы казны быстро растут: по итогам января–июля расходы составили 25,2 трлн рублей, что выше уровня предыдущего года на 20,8%. При этом чиновники отмечают, что после ускоренного финансирования затрат в январе (+64,1% год к году) расходы федерального бюджета замедлились и в феврале–июле выросли всего на +14,9% год к году. Как объясняют в Минфине, ситуация связана с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым статьям. Этот момент очень важен, и позже мы остановимся на нем подробнее.
Опережающий рост расходов и стал причиной дефицита: доходы просто не поспевали за тратами. В январе–июле 2025 года в бюджет поступило 20,3 трлн рублей, что всего на 2,8% больше, чем за соответствующий период 2024 года. При этом ненефтегазовые доходы составили 14,8 трлн (+14% год к году), что соответствует запланированной ведомством траектории. Рост поступлений оборотных налогов, включая НДС, в январе–июле достиг 6,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. То есть средства от налога на прибыль, который с этого года платится по ставке 25%, и поступающего в федеральный бюджет НДФЛ в казне увеличиваются опережающими темпами. А вот нефтегазовые доходы оцениваются всего в 5,5 трлн рублей, что меньше аналогичного показателя предыдущего года на солидные 18,5% из-за снижения средней цены на нефть. В Минфине отмечают, что эта статья в дальнейшем может стать еще менее доходной в силу ослабления ценовой конъюнктуры.
В итоге в январе–июле дефицит федерального бюджета составил 4,88 трлн рублей — на 3,78 трлн больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но, по мнению финансистов, на исполнение целевых параметров структурного баланса в целом это не повлияет. Видимо, предполагается, что второе полугодие окажется профицитным.
Стоит напомнить, что в первоначальной версии бюджета на 2025 год дефицит предполагался в размере 1,17 трлн рублей (0,5% ВВП), после майских правок, принятых в июне, — 3,79 трлн (1,7% ВВП). То есть мы уже сейчас превысили годовые цифры. Однако паниковать не стоит: прогноз дефицита в 0,5% ВВП был излишне оптимистичным. Для сравнения: в прошлом году дефицит сложился на уровне 1,7% ВВП. В нынешнем году, даже если рассмотреть худший вариант в 6 трлн рублей и взять прогноз номинального ВВП из майской версии бюджета, получим дефицит в 2,7%. Впрочем, это расчет по макропараметрам майской версии бюджета, согласно которой рост ВВП должен составить 2,5%, а инфляция на конец года — 7,6%. По факту и то и другое, скорее всего, будет меньше, а отношение дефицита к ВВП, соответственно, чуть больше. По свежему прогнозу Банка России, ВВП в 2025 году увеличится на 1–2%, а инфляция достигнет 6–7%.
И даже если мы в итоге получим дефицит в 2,8% ВВП, это не конец света. Как отмечает автор телеграм-канала Truevalue экономист Виктор Тунев, с дефицитом в 2–3% ВВП вполне можно жить — и по мировым меркам это все еще будет очень консервативная политика. Напомним, США закрыли 2024 год с дефицитом в 6,28% ВВП.
Минфин тратит быстрее и больше
По словам научного сотрудника Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Ксении Савчишиной, подробные данные по государственным расходам (исключая закрытую часть) доступны пока только за первый квартал, однако их можно уверенно экстраполировать на первое полугодие. Итак, большая часть трат в первом квартале (36% от общего прироста) — это расходы на оборону и правоохранительную деятельность. Однако прирост фиксировался и по целому ряду других направлений. Так, на 196 млрд рублей больше оказались процентные расходы — в связи с увеличением госдолга и высокими процентными ставками. Кроме того, существенных вложений потребовали социальная политика (+248 млрд), национальная экономика (+170 млрд), ЖКХ (+211 млрд) и охрана окружающей среды (+154 млрд), что связано в том числе с выполнением нацпроектов.
Виктор Тунев отмечает, что в этом году должны были заметно вырасти процентные расходы государства и компенсации банкам по льготным кредитам. Однако в бюджет-2025 была заложена ставка около 15%, по факту же в первом полугодии она равнялась 21%, а по году, вероятно, выйдет на уровне 19%.
Момент со ставкой очень важен: он объясняет, почему Минфин и другие ведомства решили ускорить финансирование расходов и вместо того, чтобы выдавать большую часть средств в конце года, как было раньше, начали оперативно заключать контракты и авансировать отдельные расходы по ним. Как отмечает начальник отдела анализа банков и денежного рынка ИК «Велес Капитал» Юрий Кравченко