Криптопанки на Sotheby’s: как меняется арт-рынок с приходом NFT
Американский иллюстратор Майк Винкельманн, известный также под псевдонимом Beeple, впервые опубликовал в своих социальных сетях легший в основу проекта «Ежедневно» портрет дяди Джо (художник назвал работу Uber Jay) 1 мая 2007 года. Он намеревался выкладывать по одной картине каждый день и не думал о том, что к 11 марта 2021 года он создаст 5 тыс. работ (туда вошли изображения героев американских мультфильмов, компьютерных игр, космоса, президентов и пр.), которые объединят в цифровое панно Everydays: the first 5000 days, чтобы продать на аукционе Christie’s почти за $70 млн. Для рынка криптоискусства этот день стал переломным. Прецедент, когда виртуальное произведение искусства было превращено в дорогостоящий цифровой актив, произошел благодаря технологии non-fungible token (NFT).
Так художники, ранее вынужденные зарабатывать на поприще моушн-дизайна, иллюстраций, разработки игр и коммерческих коллабораций, узнали о существовании коллекционеров, готовых платить за цифровое творчество столько, сколько оно, по их мнению, должно стоить. Хотя следящий за торгами онлайн Винкельманн явно считал такую оценку своих работ завышенной.
Цифровое искусство и онлайн-торговля предметами искусства существовали на арт-рынке и раньше. Однако еще несколько лет назад коллекционеры были готовы потратить не более £10 тыс. при торгах через интернет, следует из опроса британской страховой компании Hiscox. В то же время, на рынке дистанционной торговли случались и крупные сделки: например, в 2013 году на интернет-аукционе Auctionata за $1,8 млн была продана «Лежащая женщина» австрийского экспрессиониста Эгона Шиле. А годом ранее на торгах Christie’s Live, где покупатель участвовал в аукционе через интернет, за $9,6 млн ушла картина американского живописца Эдварда Хоппера «Октябрь на Кейп-Коде».
Продаваемое на традиционных онлайн-платформах виртуальное искусство постепенно дотягивается и до ценовых уровней NFT. Сегодня на работающем с 2011 года маркетплейсе Artspace самая дорогая цифровая работа принадлежит лондонскому художнику Йинку Шонибаре — она стоит от £42 тыс. Популярный Artfinder предлагает цифровое творчество в пределах £10–12 тыс., но основной выбор в категории не превышает £1 тыс. До появления NFT рынок цифрового искусства строился на доверии, рассказывает замдиректора ГМИИ им. А. С. Пушкина по цифровому развитию Владимир Определенов. Знакомые лично с художниками коллекционеры доверяли его обещаниям сделать заявленное количество копий работы, а художники, в свою очередь, доверяли другим участникам рынка, что с его работ не будут сделаны несогласованные копии для продажи, объясняет он.
«NFT можно рассматривать как технологию взаимодействия художника и коллекционера, а еще токены очень удобны для верификации искусства. Раньше надо было передавать flash-накопитель или в договоре прописывать ссылку на Google Drive. Как правильно передавать виртуальный объект коллекционеру? На мониторе? А если он придет в негодность? А если нет монитора?» — комментирует российский художник Арсений Пыженков, более известный как Покрас Лампас.
Пандемия заставила многие традиционные институты сделать ставку именно на онлайн-продажи, ориентируясь во многом на молодых коллекционеров, которым удобен этот формат приобретения искусства, указывают в Hiscox. Так, в 2020 году только три крупнейших аукционных дома — Christie’s, Sotheby’s и Phillips — только увеличили выручку от онлайн-торгов на 524% относительно аналогичного периода в прошлом, констатируют аналитики страховой компании.
И художнику, и жулику — пространство новых возможностей
Благодаря технологии NFT-рынок стал шире и войти в него может теперь любой художник и коллекционер, объясняет коммерческий директор блокчейн-платформы Waves Enterprise Игорь Кузьмичев: «Удобство и скорость взаимодействия покупателей и продавцов, авторов, коллекционеров и аукционных домов минимизируют технические и психологические пороги для активного участия в этой сфере любого, даже неподготовленного лица».